|
|
|
|
|
|
Разработчик:
ОКБ Сухого |
|
Страна: СССР |
|
Первый полет: 1945
|
|
Тип: Истребитель-перехватчик | | К
середине 1940-х годов наметилось значительное отставание Советского
Союза в области реактивной авиации, связанное с недооценкой ее
перспективы руководством государства. Несмотря на то, что с начала
тридцатых годов в нашей стране велись работы по всем типам реактивных
двигателей, доведенные силовые установки практически отсутствовали.
Толчком к приданию этим работам новой организационной основы послужило
появление у противника боевых реактивных самолетов.
В
феврале 1944 г. Государственный комитет Обороны (ГКО) принял решение о
создании в системе Наркомата авиационной промышленности (НКАП)
научно-исследовательского института (НИИ-1), который должен был стать
основным центром реактивного двигателестроения.
Кроме
того, это постановление требовало от НКАП в месячный срок представить
предложения по созданию конкретных образцов реактивных самолетов и
двигателей.
По
результатам проделанной работы ГКО принял в мае того же года
постановление, обязавшее главных конструкторов А.С. Яковлева, С.А.
Лавочкина, Н.Н. Поликарпова, А.И. Микояна и П.О. Сухого приступить к
созданию самолетов с реактивными двигателями
Павел Осипович Сухой получил два задания:
- спроектировать и построить
одноместный экспериментальный самолет с мотором ВК-107А с установкой
дополнительного ВРДК конструкции и постройки ЦИАМ (конструкторы А.А.
Фадеев и К.В. Холщевников);
- спроектировать и построить
экспериментальную модификацию самолета Су-6 под мотор АШ-82ФН 2ТК-3 или
М-83 с установкой однокамерного двигателя РД-1 конструкции В.П. Глушко.
В
начале 1944 г. в инициативном порядке был разработан эскизный проект
истребителя с комбинированной силовой установкой, которая состояла из
одного поршневого двигателя М-105А с воздушным винтом и дополнительного
компрессорного воздушно-реактивного двигателя (ВРДК), выполнявшего
функцию ускорителя.
Компрессор приводился во вращение двигателем М-105А при помощи вала и двухскоростной передачи.
В
конце июля доработанный эскизный проект, получивший в ОКБ обозначение
"Д" или "И-107", предъявили на рассмотрение руководству НКАП и ВВС КА.
Утверждение
заключения по эскизному проекту и протокола макетной комиссии совпало с
завершением работ по статическому экземпляру самолета, который был
передан на испытания в ЦАГИ. Постройка летного экземпляра сильно
затянулась из-за несвоевременной поставки силовой установки.
Первый полет на самолете, получившем обозначение Су-5,
заводской летчик-испытатель Г.Н. Комаров выполнил 6 апреля 1945 г.
Заводские испытания с перерывом продолжались до конца октября. За этот
период было выполнено 42 полета, из них - одиннадцать с включением ВРДК.
Полученная
максимальная скорость оказалась на 18-20% ниже расчетной. Поэтому
второй летный экземпляр самолета по завершению постройки передали в
ЦАГИ для аэродинамических исследований в трубе Т-101.
В
ноябре 1946 г. постановлением правительства были прекращены работы по
ряду самолетов, потерявших актуальность, среди них оказался и Су-5.
Техническое описание.
Самолет Су-5 представляет собой одноместный моноплан цельнометаллической конструкции с дюралюминиевой обшивкой толщиной 1-2 мм.
Однолонжеронное
крыло у корня имеет профиль ЦАГИ 1В10 с относительной толщиной 16,5%,
на концевой части крыла профиль NАСА 230 с относительной толщиной 11%.
Крыло - двухконсольное. Консоли стыкуются с фюзеляжем по бортовым
нервюрам. Стык убран под зализ.
На
истребителе применены элероны типа ╚Фрайз╩ с весовой и аэродинамической
компенсацией. На левом элероне - управляемый триммер. Щитки и элероны -
цельнометаллические.
На
самолете предусматривалась установка пушки Н-23 калибра 23 мм с
боезапасом 100 снарядов. Пушка размещалась в развале V-образного
двигателя и стреляла через втулку пропеллера. Над двигателем были
установлены два пулемета УБС калибра 12,7 мм с боезапасом по 200
патронов. Стрельба из пулеметов велась через плоскость винта и поэтому
была синхронизирована с его вращением.
Четырехлопастный
воздушный винт изменяемого шага - цельнометаллический. Защита кабины
состоит из бронеспинки толщиной 10 мм, козырька и заголовника из
бронестекла.
Конструкция
фюзеляжа - типа ╚монокок╩, выполнена из дюралюминия. По всей длине
фюзеляжа проходит воздушный канал, в котором последовательно
размещаются компрессор (с приводом от двигателя), водяной радиатор и
форсуночная камера. Хвостовая часть канала, изготовленная из
жаропрочной стали, является камерой сгорания с регулируемым отверстием
выхода. Форсуночная часть канала и камера сгорания имеют двойную
стенку, в полости которой проходит воздух для охлаждения.
Маслорадиатор
- в тоннеле левой консоли крыла с выходом на нижней поверхности крыла.
Питание горючим основного двигателя и ВРДК производится из двух
бензобаков, расположенных в фюзеляже за кабиной пилота и в правой
консоли крыла.
Свободнонесущий
металлический нерегулируемый стабилизатор и металлический киль
укреплены над фюзеляжем. Места заделки закрыты зализами. Рули имеют
весовую и аэродинамическую компенсац о, а также снабжены металлическими
управляемыми триммерами.
Шасси
убирается вдоль размаха в носок крыла с помощью гидравлического
управления. Размер колес - 650X200 мм. Стойки шасси и колеса в убранном
положении закрыты створками. Убираемое в полете костыльное колесо и его
механизм уборки располагаются под камерой сгорания. Костыльное колесо
без протектора, размером 300X125 мм.
Первый
этап заводских летных испытаний проходил в апреле - июне 1945 года. Их
проводил летчик-испытатель Г. Комаров. По расчетам, включение ВРДК
увеличивало скорость самолета у земли на 90 км/ч, а на высоте - на 110
км/ч. Во время испытаний на высоте 4350 м была достигнута скорость 793
км/ч против расчетной - 768 км/ч. Максимальная расчетная скорость на
высоте 7800 м с включением ВРДК - 810 км/ч.
Испытания
были прерваны в связи с аварией двигателя. Дальнейшие работы над
самолетом не проводились, так как к этому времени стало ясно, что
комбинированные установки с отбором мощности на компрессор от двигателя
неперспективны.
Самолет Су-5 имел сверху зеленую окраску, снизу - светло-голубую (поверхность матовая).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Су-5 |
Размах крыла, м |
10.56 |
Длина, м |
8.51 |
Высота, м |
2.97 |
Площадь крыла, м2 |
17.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2954 |
максимальная взлетная |
3604 |
Тип двигателя |
1 ПД ВК-107А+ВРДК |
Мощность, л.с. |
1 х 1650 |
Максимальная скорость , км/ч |
830 |
Крейсерская скорость , км/ч |
640 |
Практическая дальность, км |
600 |
Cкороподъемность, м/мин |
880 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка НС-23 (100 снарядов) и два 12.7-мм пулемета УБС (400 снарядов) |
|