Разработка этого оперативно-тактического самолета началась еще в 80-е годы. Первоначально
программа имела обозначение "FIMA". Европейские страны НАТО нуждались в машине, способной
перебрасывать по воздуху в пределах континента "силы быстрого реагирования". Она должна была
иметь достаточно большую грузоподъемность, сочетающуюся с хорошими взлетно-посадочными
характеристиками и способностью к автономному базированию. В целом концепция FIMA была
близка к концепции Ан-70. Новый самолет предназначался для замены ВТС С-130 "Геркулес" и С.160.
В настоящее время в программу вовлечены Бельгия, Франция, Германия, Италия, Португалия,
Испания и Турция. Первоначально в работах участвовала и Великобритания, в дальнейшем
"охладевшая" к европейскому самолету и отдавшая предпочтение американскому
модернизированному "Геркулесу" (впрочем, англичане зарезервировали за собой право вернуться в
программу). Предполагается, что самолет будет проектироваться и строиться европейским
консорциумом "Эрбас Индастри" (точнее, его военным отделением АМС - Airbus Military
Company со штаб-квартирой во Франции).
Сроки начала полномасштабной разработки самолета FLA постепенно отодвигаются, что
обусловлено как политическими, так и экономическими соображениями. Предполагается, что работы
могут начаться в конце нынешнего года. В этом случае первый опытный самолет сможет подняться в
воздух в 2002 году, а через два года FLA запустят в серию. Суммарная потребность стран - участниц
проекта в новой машине оценивается в 293 единицы. При такой серии стоимость одной машины по
курсу 1996 года составит 75 млн. дол.
Самолет предполагается выполнить с широким использованием композиционных материалов.
Часть систем и узлов может быть заимствована у пассажирских самолетов фирмы "Эрбас Индастри".
ВТС FLA должен иметь уменьшенную радиолокационную и тепловую заметность. Благодаря
новейшей авионики летный экипаж сократится до двух человек. Размеры грузового отсека позволят
брать на борт FLA боевые машины пехоты и БТР, вертолет "Супер Пума" или два вертолета "Тайгер",
модули ЗРК "Пэтриот", до шести автомобилей типа "Лэнд Ровер" с прицепами или девять
стандартных "натовских" грузовых поддонов.
В качестве силовой установки предполагается использовать четыре
турбовинтовые двигателя мощностью по 9 000 л.с. с шестилопастными
углепластиковыми винтами диаметром 5,18 м. Возможными "кандидатами"
является перспективный ТВД SNECMA М138, создаваемый на базе
газогенератора ТРДДФ М88-2, двигатель BMW/ Роллс-Ройс, который может
быть создан на основе ТРДД RB715, или двигатель Эллайд Сигнал AS812-F
(на основе газогенератора TFE1042).
|