|
|
|
|
|
|
Разработчик:
ОКБ Антонова |
|
Страна: СССР |
|
Первый полет: 1983 |
|
Тип: Легкий транспортный самолет | | В 1983 году ОКБ О.К.Антонова вдохнуло вторую жизнь в ветеран Ан-2. Казалось, новому самолету, получившему обозначение Ан-3
и оснащенного турбовинтовым двигателем, уготована хорошая судьба. Но
чиновники из МАПа думали иначе и сделали ставку на советско-польский
М-15 с ТРД АИ-25. Шли годы, М-15 так и не нашел своего места в
сельскохозяйственной авиации. Все серийные машины сдали в металлолом, а
"гадкий утенок" Ан-3 подрос и, расправив крылья, вновь заявил о себе.
ПО "Полет" (г.Омск) и АНТК им.Антонова (г.Киев) разработали, испытали и
запустили в серийное производство самолет Ан-3, являющийся
модернизацией Ан-2.
В настоящее время сертифицирована базовая
модификация - Ан-3Т - грузовой вариант. Находятся на стадии испытаний и
сертификации грузопассажирский (конвертируемый), сельскохозяйственный,
лесопожарный и десантный варианты. Преимущества Ан-3 подтверждаются заключением
ГосНИИ ГА, где самолет рекомендован к серийному производству:
╚В данном типоразмере из-за незначительного
количества удачных проектов самолетов на замену Ан-2, их неэффективности по
сравнению с ним, экспериментального характера самолета Е-2, проведение конкурса
проектов пока нецелесообразно. Основным путем развития этого типоразмера на 8-12
пассажиров в России станет улучшение характеристик Ан-2 за счет установки на
него двигателя ТВД-20 (Ан-3)╩. Необходимо заметить, что ни один из наших
самолетов этого класса (Ил-103, Т-101, "Ладога-6", С38) такой рекомендации до
настоящего времени не получал. Отличные летные качества Ан-3 также неоднократно
высоко оценивались на различных авиасалонах. Например, на недавно проходившей
выставке "Бизнес-авиация-2000" (г.Новосибирск) Ан-3 наградили большой золотой
медалью.
Ан-3 является глубокой модернизацией самолета
Ан-2, заключающейся в замене поршневого двигателя АШ-62ИР на турбовинтовой
ТВД-20 мощностью 1375 л.с. с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17 и
регулятором оборотов Р-17. Изменена компоновка кабины экипажа, установлены
системы обогрева и вентиляции кабин, удлинен фюзеляж и установлена дверь пилотов
по левому борту. Обновлено электротехническое и пилотажно-навигационное
оборудование, появилась централизованная система сигнализации и новая
противопожарная система и многое другое. В итоге появилась возможность повышения
взлетной массы самолета до 5800 кг, коммерческой загрузки до 1800 кг, при
сохранении той же потребной взлетно-посадочной полосы и использования керосинов
и масел, применяемых для других самолетов.
Ан-3 сертифицирован в Авиарегистре
Межгосударственного авиационного комитета в соответствии с авиационными
правилами, часть 21 (АП-21). Самолет соответствует требованиям сертификационного
базиса самолета СБ-3, разработанного на основе действующих норм летной годности
гражданских легких самолетов, часть 23 авиационных правил АП-23
(гармонизированных с FAR-23) и требований по шуму на местности в соответствии с
главой 6 приложения 16 к "Конвенции о международной гражданской авиации"
(Чикаго, 1999 год).
Модификация Ан-3ТК (транспортно-конвертируемый
вариант) создана на базе самолета Ан-3Т. В машине устанавливаются 12 мягких
складывающихся и откидывающихся к стенкам фюзеляжа кресел. Для личного багажа
пассажиров устанавливаются откидные полки, санузел и питьевая точка. Для
улучшения внешнего вида самолета, освещения пассажирского салона и повышения
комфорта оборудуются квадратные окна, тепло- и звукоизоляция, вентиляция и
обогрев к каждому пассажирскому месту. Вводится аварийный дополнительный выход
по правому борту. Ан-3ТК может перевозить 9 пассажиров и 3 человека
обслуживающего персонала или 1800 кг коммерческого груза. Возможны смешанные
перевозки грузов и пассажиров одновременно.
Дальнейшим развитием Ан-3 является самолет Ан-3СХ
- сельскохозяйственный. У него предполагается применение режима остановки
(торможения) винта при работающем на малых оборотах двигателе в момент загрузки
самолета химикатами, что позволяет отбирать мощность для загрузки химикатами,
уменьшает износ ТВД (вследствие сокращения числа пусков и остановов) и сокращает
время стоянки самолета на земле при проведении авиахимических работ. Уменьшение
пробега, разбега, "обратного хода" самолета Ан-3СХ резко сократило потребную
площадь для посадок и приблизило эти площадки к месту авиа-химработ. Увеличение
скорости и скороподъемности сокращает время подлета к обрабатываемым полям и
перелета к новым местам дислокации.
Вышеперечисленные мероприятия значительно
сокращают непроизводительные простои самолета и уменьшают себестоимость
авиахимических работ. Стоимость обработки одного гектара полей снизилась в два
раза. В результате комплекса работ, проводимых при переоборудовании Ан-2 в Ан-3,
устанавливаются гарантийные срок эксплуатации самолета - один год и наработка
-1900 летных часов. Межремонтный ресурс самолета -2000 летных часов, а его
межремонтный ресурс службы - четыре года. Полный же ресурс (как для нового
самолета) - 20000 летных часов. Календарный срок службы самолета не
устанавливается. В настоящее время от авиапредприятий России и ближнего
зарубежья получены заказы на переоборудование в 2000-м году 24 самолетов
различных модификаций, спрос до 2003-го оценивается в 200-250 машин. Основные отличия самолёта Ан-3:
между 5 и 6 шпангоутами фюзеляжа
введена вставка с входной дверью
пилотов по левому борту;
горизонтальное оперение самолёта
установлено под углом +1╟ . При этом
стабилизатор и руль высоты доработаны
√ введена роговая компенсация,
изменена форма вертикального
оперения и установлен новый руль
направления, снабжённый
докомпенсатором;
установлен турбовинтовой двигатель
ТВД-20, работающий на любом авиационном
керосине. Удельный расход топлива √
0,225 кг/(э.л.с.ч.). Воздухозаборное
устройство двигателя расположено в
верхней части капота, снабжено
гофрированным сетчатым фильтром с
пылеотводящими каналами. Масляная
система двигателя комплектуется
баком 40 л (вместо 125 л на Ан-2) за счёт
резкого сокращения расхода масла (0,2
кг/час). Масса двигателя составляет 285
кг, что более чем в два раза меньше
двигателя АШ-62. Запуск двигателя
обеспечивается без подогрева при
температуре минус 25╟ С (при применении
синтетического масла √ минус 40╟ С).
Время запуска не превышает 40 сек.
Время приемистости двигателя ТВД-20
составило с режима малого газа до
взлётного режима √ 2,5 сек.;
новые приборы контроля и системы
управления двигателя;
более мощный генератор ГСР-6000,
аккумуляторные батареи 20НКМБН
преобразователи ПТ-200;
новая противопожарная система с
сигнализаторами СПС-3 и система
пожаротушения с двумя огнетушителями;
компоновка приборной доски
приведена в соответствие с
требованиями норм лётной годности;
пилотажно-навигационное
оборудование комплектуется
авиагоризонтом АГК-47УС, прибором
комбинированным ДА-30П, курсовой
системой ГМК-1АЭ;
предусмотрена возможность установки
по требованию заказчика:
радиовысотомера А-О37, маркерного
приёмника А-611, радиокомпаса АРК-25;
установлен БУР-4 √ бортовой
регистратор основных параметров
силовой установки самолёта;
по просьбе Заказчика могут быть
установлены дополнительные топливные
баки на 400 литров.
Основные варианты применения самолёта:
транспортный, конвертируемый
грузопассажирский,
сельскохозяйственный, лесопожарный,
санитарный, десантный и др.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ан-3 |
Размах крыла, м |
18.18 |
Длина самолета,м |
13.48 |
Высота самолета,м |
4.00 |
Площадь крыла,м2 |
43.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3450 |
максимальная взлетная |
5800 |
Тип двигателя |
1 ТВД ТВД-20 |
Мощность, л.с. |
1 х 1375 |
Максимальная скорость, км/ч |
289 |
Крейсерская скорость, км/ч |
230 |
Практическая дальность, км |
900 |
Дальность действия, км |
770 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
300 |
Практический потолок, м |
4400 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
18 пассажиров или 1800 кг груза |
|