|
|
|
|
|
|
Разработчик:
ОКБ Туполева |
|
Страна: Россия |
|
Первый полет:
|
|
Тип: Многоцелевой транспортный самолет | | Как
известно, 2/3 территории России не имеет транспортных коммуникаций для
обеспечения отдаленных регионов. Обеспечение труднодоступных районов
Севера, Сибири и Дальнего Востока, в которых сосредоточены основные
природные ресурсы страны, в значительной степени зависит от наличия в
России современной транспортной авиации.
В СССР, в силу специфических
географических, природных и исторических условий, уделялось большое
внимание развитию грузового воздушного транспорта, вследствие чего
сложилась развитая система грузовых перевозок, в основном
ориентированная на обеспечение отдельных областей страны. Одновременно
большое значение придавалось оснащению вооруженных сил современными
транспортными и десантно-транспортными самолетами различного
назначения, что позволило значительно повысить мобильность различных
родов войск и, прежде всего, воздушно-десантных соединений армии, в
советский период выполнявших роль основной мобильной силы при
проведении различных операций военно-политического характера. Всего с
конца 50-х годов в СССР было построено 1162 самолета АН-12, около 1000
самолетов Ил-76 и порядка 2000 грузовых самолетов других типов. Эти
машины, обладая универсальными возможностями, до сих пор широко
применяются в интересах различных отраслей народного хозяйства страны,
а также в вооруженных силах России, в странах СНГ и в некоторых
зарубежных странах, куда они экспортировались. Таким образом, к
настоящему времени сложилась ситуация, когда парк грузовых самолетов
России представлен в основном самолетами разработки 50-х-70-х годов -
машинами морально и технически устаревшими (Ан-26, Ан-74, Ан-12 и
Ил-76), большая часть которых заканчивает эксплуатацию из-за выработки
ресурса, а другая часть - это в основном малоэффективные неэкономичные
самолеты, по своему техническому уровню не соответствующие современным
требованиям.
Использование грузовых модификаций
современных магистральных пассажирских самолетов как отечественного,
так и западного производства решает проблему лишь частично, так как
данные машины по своим конструктивным особенностям практически мало
приспособлены для перевозки крупногабаритной техники, а также ее
десантирования в случае использования самолетов в вооруженных силах.
Для АНТК им.А.Н.Туполева тематика
создания грузовых самолетов для нужд армии и народного хозяйства
красной нитью проходит через весь более чем семидесятипятилетний период
существования фирмы "Ту". Особенностью создания грузовых самолетов в
АНТК было использование в качестве базовой конструкции пассажирских или
военных самолетов, разработанных в ОКБ. В некоторых случаях
одновременно закладывались два близких по конструкции самолета, но
разного назначения (бомбардировщик -военно-транспортный или грузовой
самолет, пассажирский - военно-транспортный или грузовой самолет). В
30-е годы на базе серийных тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 для ГВФ
были созданы их грузовые модификации - самолеты Г-1 и Г-2, в 50-е годы
несколько сотен серийных дальних бомбардировщиков Ту-4 были
переоборудованы в транспортно-десантные самолеты Ту-4ТД, в 1950 году в
ОКБ создается опытный военно-транспортный самолет Ту-75 - первый в СССР
самолет подобного назначения, предназначенный для перевозки
крупногабаритной колесной и гусеничной техники, оснащенный задним
трапом-люком и мощными средствами загрузки. Во второй половине 50-х
годов в ОКБ на базе магистральных пассажирских самолетов Ту-104 и
Ту-114 ведутся опытные работы по созданию их военно-транспортных и
грузовых модификаций -самолетов Ту-107, Ту-115 и Ту-114Т. В 70-е годы
разрабатываются проекты грузовых модификаций магистральных самолетов
Ту-134 и Ту-154, последний был выпущен небольшой серией и с успехом
эксплуатировался в ГВФ. В последние годы линия на создание грузовых
модификаций магистральных самолетов АНТК продолжается: практически все
новые разработки магистральных машин с маркой "Ту" имеют грузовые или
конвертируемые варианты.
Учитывая положения дел с грузовыми
самолетами в стране и анализируя свой опыт и огромный опыт других ОКБ
страны в области создания грузовых самолетов различного назначения,
АНТК им.А.Н.Туполева в середине 90-х годов разработало Программу
"Грузовые самолеты России", предусматривавшую замену морально
устаревших отечественных грузовых самолетов различных типов
транспортными самолетами нового поколения, спроектированных с учетом
новейших достижений авиационной науки и техники. Реализация этой
программы должна обеспечить: -
уменьшение расхода топлива более чем в два раза;
-
снижение себестоимости грузоперевозок на 40-50%;
-
общее повышение технического уровня самолетов;
-
повышение безопасности полетов;
-
повышение конкуретноспособности на внутреннем и внешнем рынках авиационных услуг;
-
значительное улучшение экологических показателей;
-
широкое применение авиационных средств для решения специальных задач
(создание на основе базового варианта семейства специализированных
самолетов различного назначения).
Подготовленная программа предусматривает
оптимизацию типоразмерного ряда грузовых транспортных самолетов за счет
ввода в эксплуатацию нового среднего транспортного (СТС) Ту-330,
регионального транспортного самолета Ту-230, конвертируемого в условиях
эксплуатации самолета для местных авиалиний Ту-130 (в дальнейшем
замененным на проект Ту-136), разработки АНТК, внедрение которых
позволит решить наиболее эффективно весь комплекс задач, авиационной
транспортной системы страны, а также решить многие задачи стоящие перед
авиацией специального назначения, в том числе и перед авиацией
специального назначения, входящую в систему МО РФ.
На сегодняшний день наиболее
"продвинутым" проектом АНТК по Программе является самолет Ту-330.
Высокоэкономичный широкофюзеляжный транспортный самолет Ту-330
создается на базе научно-технического и производственного задела по
серийным туполевским среднемагистральным пассажирским самолетам
последнего поколения Ту-204 и Ту-214. В обеспечении работ по самолету
Ту-330 принято Постановление Правительства РФ ╧ 369 от 23.04.94 г. К
настоящему времени разработанная на АНТК конструкторская документация
по Ту-330 передана на Казанское авиационное производственное
объединение им. С.П.Горбунова, где уже освоено серийное производство
самолета Ту-214. Уровень унификации Ту-330 с базовой модификацией
самолета Ту-204 достигает 75%, что должно обеспечить значительное
сокращение сроков серийного освоения и сертификации Ту-330.
Средний транспортный самолет Ту-330
предлагается заказчикам в качестве массового грузового самолета на
замену парка устаревших морально и физически самолетов АН-12, а также в
определенной степени самолетов Ил-76ТД. Широкая унификация с базовым
Ту-204 позволяет обеспечить по сравнению с другими альтернативными
проектами СТС (украинский Ан-70 и европейский FLA), следующие основные
преимущества: -
достижение минимального технического риска при реализации проекта;
-
снижение в два-три раза сроков создания, доводки, затрат на опытное и серийное производство;
-
гармоничная адаптация к условиям эксплуатации систем УВД в сложившейся структуре грузовых перевозок в РФ;
-
унификация кабины экипажа и состава авионики с современными
магистральными пассажирскими самолетами, с возможностью дальнейшего
развития архитектуры и состава пилотажно-навигационного комплекса и
других систем специального оборудования; -
сравнительно простое решение введения самолета в эксплуатацию, за счет
одинаковой структуры и состава летного и технического экипажей,
использования единого комплекта КПА, ЗИП и СНО с современными
отечественными магистральными самолетами.
При конструктивно-компоновочной
проработке вариантов и модификаций базового транспортного варианта
самолета Ту-330 в АНТК был тщательно рассмотрен широкий спектр
возможных задач, которые способен решать самолет при его использовании
в интересах народного хозяйства страны, а также в системе МО РФ.
Рассматривалась возможность взаимного "мирного" существования ВТС типа
Ан-70 и Ту-330, при этом каждому типу отводилась своя область
применения в смешанном парке ВТА в оптимальном соотношении Ту-330 к
Ан-70 как 4:1. Анализ показал, что для массовых авиаперевозок
предпочтительней Ту-330, обладающий более высокими ЛТХ, лучшей
экономичностью и производительностью, а также большей адаптивностью к
системе УВД (более высокие скорость и высота крейсерского полета, чем у
Ан-70).
По оценкам специалистов, потребность в
Ту-330 для собственных российских перевозок в системе гражданского
воздушного флота оценивается в 100-120 машин, для перевозок на
международных авиалиниях - 25-30 машин, для поставок для дальнего
зарубежья -40 машин и для ближнего - 15-25 машин. Итого в сумме порядка
180-215 машин. Суммарная потребность Ту-330 для нужд МО РФ оценивается
в 150-200 машин, плюс 70-80 машин для военных ведомств других
государств.
На основании анализа рынка и потребностей
гражданских и силовых ведомств предполагается строить самолет Ту-330 в
следующих вариантах и модификациях: -
базовая грузовая модификация Ту-330 для гражданского воздушного флота;
-
поисково-спасательного самолета Ту-330ПС для проведения
поисково-спасательных операций на суше и на море, патрулирования в
ближней и дальней морской зоне, для разведки рыбных косяков и ледовой
обстановки, аэрофотосъемки и экологического мониторинга; -
самолета для тушения лесных пожаров Ту-330П;
-
самолета дальней инструментальной разведки Ту-330РЛ;
-
в варианте ретранслятора Ту-330Р;
-
в варианте танкера для перевозки СПГ с силовой установкой, приспособленной к работе на СПГ;
-
для ВТА предлагается вариант базового грузового самолета с современным
комплексом связи, применяющимся в ВВС, и комплексом оборудования для загрузки, выгрузки и размещения стандартной колесной,
гусеничной боевой техники и личного состава - Ту-330ВТ;
-
санитарно-эвакуационный самолет Ту-330СЭ;
-
самолет-заправщик Ту-330ТЗ;
-
специальный административный самолет (салон + два легковых автомобиля).
Самолет Ту-330 выполнен по схеме
высокоплана со стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением.
Крыло и элементы хвостового оперения соответствуют примененным на
Ту-204 с сохранением высоких аэродинамических качеств последнего.
Фюзеляж спроектирован новый с учетом целевого назначения самолета,
грузовая кабина герметизирована. В задней части фюзеляжа расположен
грузовой люк с посадочным трапом-рампой. Два ТРДД типа ПС-90А (взлетная
тяга каждого 16140 кгс) установлены на пилонах под крылом. Схема
высокоплана позволяет переходить сравнительно легко в ходе дальнейших
модернизаций самолета к двигателям больших размерностей (большая тяга
при большей двухконтурности). По желанию заказчика АНТК проработало
возможность замены двигателей ПС-90А на НК-93, а также на двигатели
известных западных фирм "Роллс-Ройс" и "Пратт и Уитни", близких по
своим характеристикам к отечественным, последнее должно существенно
расширить экспортные возможности самолета. В хвостовой части фюзеляжа
установлена ВСУ типа ТА 12-60. Шасси самолета состоит из шести основных
полностью автономных стоек с двумя тормозными колесами на каждой
стойке. Передняя стойка с двумя колесами. Шасси обеспечивает
эксплуатацию самолета с бетонированных и грунтовых ВПП. К числу новых
конструктивных решений, использованных в конструкции Ту-330, следует
отнести модернизированную электродистанционную систему управления
самолетом с центральными ручками вместо традиционных штурвалов, плоские
стекла фонаря кабины экипажа и отказ от боковых створок грузового люка.
Большая герметизированная грузовая кабина (объем 330 куб.м) оснащена
встроенным комплексом транспортного оборудования, обеспечивающего
погрузочно-разгрузочные работы без использования наземных средств, а
также десантирование людей, грузов и техники, в том числе и парашютное.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-330 |
Размах крыла, м |
43.50 |
Длина самолета,м |
42.00 |
Высота самолета,м |
14.00 |
Площадь крыла,м2 |
195.50 |
пустого |
|
максимальная взлетная |
103500 |
Тип двигателя |
2 ТРДД ПС-90А |
Тяга, кгс |
|
нефорсированная |
2 х 16140 |
форсированная |
2 х 17500 |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч |
850 |
Крейсерская скорость, км/ч |
800 |
Практическая дальность, км |
3000 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
35000 кг груза |
|