АНТК
им. О.К. Антонова совместно с предприятиями Украины и России в
настоящее время разрабатывает семейство двухдвигательных реактивных
самолетов Ан-148 пассажировместимостью до
80 человек. Базовым
вариантом является региональный самолет Ан-148-100, обеспечивающий
перевозку в одноклассной компоновке от 70 пассажиров с шагом кресел 864
мм (34▒▓) до 80 пассажиров с шагом кресел 762 мм (30▒▓). С целью
обеспечения гибкости удовлетворения требований различных авиакомпаний,
а также с целью снижения эксплуатационных затрат и повышения
рентабельности перевозок предусматривается сертификация базового
самолета в вариантах с максимальной дальностью полета от 2200 до 5100
км. Крейсерская скорость полета 820-870 км/ч. Проведенные маркетинговые
исследования показали, что базовый самолет по своим
технико-экономическим характеристикам отвечает требованиям большого
количества авиакомпаний. Самолет
Ан-148-100 выполнен по схеме высокоплана с двигателями Д-436-148,
размещенными на пилонах под крылом. Это позволяет повысить уровень
защищенности двигателей и конструкции крыла от повреждений посторонними
предметами. Наличие вспомогательной силовой установки, бортовой системы
регистрации состояния самолета, а также высокий уровень
эксплуатабельности и надежности систем позволяют использовать
Ан-148-100 на сети технически слабооснащенных аэродромов. Современное
пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, применение
многофункциональных индикаторов, электродистанционных систем управления
полетом самолета позволяют использовать Ан-148-100 на любых воздушных
трассах, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе
на маршрутах с высокой интенсивностью полетов при высоком уровне
комфорта для экипажа. Комфорт
пассажирам обеспечивается на уровне комфорта на магистральных самолетах
и достигнут рациональной компоновкой и составом сервисных помещений,
глубокой эргономической оптимизацией общего и индивидуального
пространства пассажирского салона, применением современных кресел,
дизайна и материалов интерьера, а также созданием комфортных
климатических условий и низкого уровня шума. Рационально выбранная
длина пассажирского салона и размещение пассажиров в ряду по схеме 2+3
позволяют силами эксплуатанта получить различные одноклассные и
смешанные компоновки в диапазоне 55-80 пассажиров с салонами
экономического, бизнес и первого класса. Высокая степень
преемственности конструктивно-технологических решений и
эксплуатационной унификации Ан-148-100 с успешно эксплуатируемыми
самолетами ╚Ан╩, использованием ╚Hi-Tech╩ компонентов оборудования и
систем отечественного и зарубежного производств обеспечивают самолету
Ан-148-100 высокий конкурентный уровень экономической эффективности,
технического и эксплуатационного совершенства. Техническое
обслуживание самолета Ан-148-100 основано на удовлетворении требований
международных стандартов (ICAO, MSG-3) и обеспечивает поддержание
летной годности самолета в пределах жизненного цикла эксплуатации по
состоянию с интенсивностью до 300 ч в месяц с коэффициентом готовности
более 99,4%, при минимизации затрат на ТО (1,3 чел-ч на 1 час налета). Самолет
Ан-148-100 создается на базе авиационных правил и норм АП-25, FAR-25 и
JAR-25, главы IV требований ICAO по шуму на местности и Приложения 16
тома II по эмиссии авиационных двигателей. Разработка
Ан-148-100 выполняется на основе CALS -технологий и системы качества
ISO 9000/9001-2000 с использованием 3-х мерного проектирования в среде
CADDS-5, что позволяет повысить качество конструкторской документации и
проектных решений, уменьшить время и затраты в производственном
процессе, а также улучшить сопровождение самолета в его жизненном цикле. Семейство самолетов Ан-148 также включает следующие модификации:
- пассажирский самолет, обеспечивающий перевозку 40-55 пассажиров на дальность до 7000 км;
- административный на 10 √ 30 пасс. с дальностью до 8700 км;
- грузовой вариант с боковой грузовой дверью для перевозок генеральных грузов на поддонах и в контейнерах;
- грузо-пассажирский вариант для смешанных перевозок ╚пассажиры + груз╩;
- варианты спецназначения (санитарный, мониторинга различных видов и др.).
Принципиальной
особенностью создания семейства Ан-148 является использование
максимальной унификации и преемственности агрегатов и компонентов
базового самолета √ крыла, оперения, фюзеляжа, силовой установки,
пассажирского и самолетного оборудования. В
составе семейства самолета Ан-148 рассматриваются варианты самолетов с
современными зарубежными двигателями тягой 6000 √ 8000 кгс.
Воронежский и Харьковский авиазаводы
вместе с АНТК им. Антонова решили объединить усилия для запуска в
серийное производство ближнемагистрального самолета Ан-148. Партнеры
уверены, что их машина будет востребована российскими авиакомпаниями.
Последние пока воздерживаются от обещаний, но аналитики полагают, что у
проекта есть шансы на успех.
Как сообщил "Ведомостям" генеральный
директор компании "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов, 19 сентября три
предприятия подписали соглашение о создании СП, которое займется
серийным выпуском самолета Ан-148. Также СП будет осуществлять
производство и поставки комплектующих и послепродажное обслуживание
выпускаемых машин. Продвигать новый самолет на рынок будет поручено
лизинговой компании "Ильюшин Финанс". Она займется продажами Ан-148 и
подписанием лизинговых соглашений с потребителями. Будет ли "Ильюшин
Финанс" участником СП, пока не решено, говорит Рубцов. Не смог он
назвать размер инвестиций в организацию серийного выпуска Ан-148, а
также как распределятся доли в СП между тремя заводами. Он объясняет,
что все эти детали станут известны через два месяца, в течение которых
будет разработан бизнес-план предприятия. По словам Рубцова, рабочее
название нового проекта - МАП-148 (международный авиационный проект
148). Рубцов
говорит, что сборка первых трех опытных Ан-148 будет завершена АНТК в
конце нынешнего - начале следующего года. Первый взлет Ан-148 намечен
на май 2004 г. На АНТК же возложена задача обеспечить сертификацию
самолетов, которая должна состояться до середины 2005 г. После этого
серийное производство самолетов будет налажено на ХГАПП и ВАСО. Но
генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов отмечает, что самолет
фактически будет российского производства. "95% стоимости самолета
будет создаваться в России", - подтверждает Рубцов. Продаваться новая
машина будет на российском рынке, добавляет Саликов. По его словам,
партнеры намерены к 2007 - 2008 гг. собирать до 30 самолетов в год. В
АНТК им. Антонова от комментариев отказались. Представители ХГАПП были
недоступны для комментариев.
"Сегодня
на пути к успеху только одна преграда, это взаимоотношение
производителя самолета и его потребителя, - говорит Саликов. - Я думаю,
мы не ошибаемся, а если ошибаемся, то это благородный риск". Впрочем,
Рубцов уверен, что самолет будет пользоваться спросом. Он отмечает, что
на прошедшем недавно авиасалоне в Жуковском гендиректор компании
"Аэрофлот" Валерий Окулов подписал технические требования на самолет.
"Авиакомпания заинтересована в 25 самолетах, и разработка проекта шла в
плотном взаимодействии с "Аэрофлотом", - говорит Рубцов. Получить
комментарии на этот счет в "Аэрофлоте" не удалось. А пресс-секретарь
компании "Красноярские авиалинии" Андрей Липовецкий утверждает, что,
пока самолет не прошел сертификацию, говорить об интересе к нему его
компании преждевременно.
Участники
проекта надеются, что финансировать серийное производство Ан-148 будет
НРБ. Президент НРБ Александр Лебедев говорит, что готов участвовать в
финансировании проекта. Аналитик компании "Проспект" Николай Иванов,
считает, что проект имеет шансы на успех при производстве 10 - 20 машин
в год по цене не более $15 млн. Представитель одного из предприятий -
участников проекта утверждает, что стоимость самолета составит около
$14 млн.
В пятницу 17 декабря 2004 года в Киеве успешно начались испытания нового регионального
пассажирского самолета Ан-148 разработки Киевского авиационного
научно-технического комплекса имени Антонова. Сертификационные испытания новой
машины планируется завершить в течение 2005 года.
Отказов в процессе первого испытательного полета отмечено не было. При этом
из-за неблагоприятной погоды программа полета была сокращена. В настоящее время
завершается сборка второго опытного экземпляра Ан-148, который должен подняться
в воздух в январе 2005 года.
Серийный выпуск этой машины планируется наладить одновременно на киевском
заводе "Авиант" и на "Воронежском акционерном самолетостроительном обществе"
(ВАСО). Кроме того, в кооперации по производству Ан-148 участвуют
западноевропейские и американские поставщики авиационных систем. Как ожидается,
первый серийный Ан-148 должен быть изготовлен в 2006 году.
Лизинговая компания "Ильюшин-финанс" объявила, что в следующем месяце она
собирается сделать ВАСО стартовый заказ на 12 Ан-148. Кроме того, о готовности
приобрести 20 таких самолетов ранее заявлял "Аэрофлот". Среди потенциальных
заказчиков Ан-148 называют также российские авиакомпании "Волга-Днепр",
"Красноярские авиалинии" и украинский "Аэросвит".
Ан-148 будет использоваться на маршрутах дальностью от 1,5 до 5 тысяч
километров. В зависимости от модификации машина сможет перевозить от 45 до 75
пассажиров.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ан-148-100 |
Размах крыла, м |
28.91 |
Длина самолета,м |
29.13 |
Высота самолета,м |
8.19 |
Площадь крыла,м2 |
87.32 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
22490 |
максимальная взлетная |
37780 |
топлива |
12100 |
Тип двигателя |
2 ТРДД
Д436-148 |
Тяга, кН |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
820-870 |
Перегоночная дальность, км |
6000 |
Практическая дальность, км |
|
с максимальной загрузкой |
1070 |
100А |
2130 |
100В (75 пассажиров) |
3600 |
100Е (75 пассажиров) |
5100 |
Практический потолок, м |
12500 |
Экипаж, чел |
2+3 |
Полезная нагрузка: |
80 пассажиров или до 9000 кг груза |
|