|
|
|
|
|
|
Разработчик:
ОКБ Яковлева |
|
Страна: Россия |
|
Первый полет: 1994 |
|
Тип: Легкий многоцелевой самолет | | Есть самолеты, которые сразу отличишь из сотни машин. Именно к таким и относится шестиместный Як-58,
легкоузнаваемый по своей двухбалочной схеме и высокорасположенному
стабилизатору. А еще - по изящной, сплошь застекленной гондоле и сзади
расположенному двигателю с толкающим винтом. Самолет обращает на себя
внимание предельной компактностью и исключительной рациональностью
конструкции. Вообще эта схема мало распространена. За рабежом ей
уделяют серьезное внимание на фирмах "Муни" и "Бичкрафт". У нас же
машин подобной схемы в серийном производстве не было, если не считать,
конечно, М-17 "Стратосферу" - самолет спецназначения. Каковы же
особенности конструкции Як-58? Фюзеляж Як-58 цельнометаллический,
выполненный по схеме полумонокок, составленной шпангоутами, лонжеронами
и стрингерами. Обшивка металлическая, гладкая, работающая.
Низкорасположенное крыло двухлонжеронное, цельнометаллической
конструкции, с набором нервюр и стрингеров. Оно разъемное, крепится к
центроплану с помощью силовых узлов на лонжеронах. В корневой части
крыла расположены 2 топливных бака емкостью по 250 л. Закрылок и
элероны крепятся на кронштейнах к заднему лонжерону крыла. Законцовка
выполнена из стеклопластика.
Оперение
самолета П-образной схемы, состоит из двух килей с рулями направления.
Кили выполнены заодно с хвостовыми балками. Стабилизатор прямоугольной
формы в плане, цельнометаллический, имеет продольный набор из лонжерона
и стрингеров, поперечный - из нервюр, работающую обшивку и
стеклопластиковые обтекатели стыков с килями. Шестиместная
негерметичная кабина-гондола вентилируется забортным воздухом, имеет
две двери. Правая, грузовая - сдвижная. Ее можно использовать для
сброса грузов. Остекление кабины выполнено из формованного оргстекла.
Удобные кресла создают необходимый комфорт пассажирам. Кресло пилота -
регулируемое. У заднего шпангоута установлен двухместный диван. За
спинкой дивана - багажный отсек. Управление на Як-58 ручное,
безбустерное. Проводка управления комбинированная. Предусмотрена
установка управления для второго пилота. Шасси с самоориентирующимся
передним колесом убирается в полете. Пневматики низкого давления
обеспечивают эксплуатацию самолета на грунтовых аэродромах.
Пневмосистема с рабочим давлением 50 кгс/см2 предназначена для запуска двигателя, уборки и выпуска шасси, а также для
управления тормозными колесами.
Основные
данные Як-58 такие. Мощность двигателя М-14ПТ 360 л.с. Винт
трехлопастный изменяемого шага немецкой фирмы "МТ-Пропеллер". Масса
пустого самолета - 1270 кг. Коммерческая нагрузка - 450 кг.
Максимальная взлетная масса - 2125 кг. Скорость полета: максимальная -
300 км/ч, крейсерская - 260 км/ч, посадочная - 125 км/ч. Максимальная
высота полета - 4000 м. Длина самолета - 8,55 м, высота - 3,16 м,
размах крыла - 12,7 м, площадь крыла - 20 м2. Длина взлетной дистанции - 610 м, посадочной - 600 м. При аэродинамических продувках и летных
испытаниях Як-58 показал отличные результаты.
Летные
испытания продолжаются, их проводят летчики-испытатели Юрий Митиков и
Андрей Синицын. В серию заложены первые 20 машин. Как говорится - дай
Бог... Интересно отметить, что Главным конструктором и у этой
яковлевской машины - он же, Дмитрий Калистратович Драч, - среднего
роста, собранный, энергичный. В 1974 году он окончил МАИ, работал в
ЦАГИ, опубликовал ряд научных работ, наиболее заметна из которых -
"Аэродинамика крыла умеренной стреловидности". В 78-80 годах служил в
ВВС, готовил к полетам Ту-16. Затем в ОКБ им. А.С.Яковлева участвовал в
разработках Як-53 (рекордный), Як-55, Як-55М. Своими учителями Драч
считает Ю.И.Янкевича и С.А.Яковлева. Разработкой Як-58 занимались:
Главный конструктор Д.Драч, зам. руководителя программы Ю.Янкевич и
ведущий инженер В.Баранов. У Як-58, этого многоцелевого самолета
оригинальной конструкции, несомненно, большое будущее. Уже только
неординарным своим видом он радует глаз любителей и знатоков
авиационной техники. Так и хочется сказать: "Пусть будет у России такой
необыкновенный самолет!". Ведь в истории отечественной авиации среди
пассажирских самолетов он - единственный в своем роде.
Модификации
: |
|
|
Як-58 |
первая серийная
модификация. |
Як-58М |
грузовой вариант для перевозки не
менее 600 кг груза. |
Як-58З |
( З -западный, обозначение
условное) прорабатываются варианты с двигателем
фирмы Allison мощностью 400 л.с. и с импортным
оборудованием. На конец 1996 года прорабатывались 3
варианта силовой установки самолета, но
окончательный вариант еще не был выбран.
|
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-58 |
Размах крыла, м |
12.70 |
Длина самолета,м |
8.55 |
Высота самолета,м |
3.16 |
Площадь крыла,м2 |
20.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1360 |
максимальная взлетная |
2125 |
Тип двигателя |
1 ПД М-14ПТ |
Мощность, л.с. |
1 х 360 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
250 |
Дальность действия, км |
1000 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
6 пассажиров или до 600 кг груза |
|