 |
|
|
|
|
 |
Разработчик:
Филимонов |
 |
Страна: Россия |
 |
Первый полет: 1996 |
 |
Тип: Легкий многоцелевой самолет | | Исследование,
разработка и постройка экспериментального образца безаэродромного
самолета "Бэлла-1" проводилась в течение более 10 лет. Самолет
предназначен для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, Сибири и
Дальнего востока России с более высокой транспортной эффективностью,
чем применяющиеся в настоящее время легкие самолеты и вертолеты.
Безаэродромный самолет "Бэлла-1" предназначен для:
-
перевозки 5-6 пассажиров на дальность до 1000 км при высоком уровне комфорта;
-
доставки различных грузов от "двери" до "двери";
-
использования в грузопассажирском варианте.
Самолет "Бэлла-1" обеспечит:
-
транспортную связь не только между крупными городами и областными
центрами, имеющими аэродромы, но и связь между любыми населенными
пунктами, не имеющими специальных взлетно-посадочных полос;
-
потребности Министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным
ситуациям, здравоохранения, связи, пограничной службы, особенно в
труднодоступных регионах;
-
обустройство нефтяных и газовых месторождений, геологоразведку,
доставку вахтовых бригад, патрулирование и обслуживание нефте- и
газопроводов и др. с минимальными транспортными издержками;
-
интересы бизнеса в качестве административного, делового или частного самолета, а также развитие туризма.
Благодаря возможности посадки и взлета с любой естественной площадки
(озеро, река, болото, поле) и в любое время года обеспечивается выигрыш
во времени по доставке как пассажиров, так и грузов.
Учитывая возможность безаэродромного
базирования и эксплуатации самолета "Бэлла-1" с одной стороны, а с
другой - огромную потребность в авиационном транспорте на местных
авиалиниях Крайнего севера, Сибири и Дальнего востока, где
сосредоточено до 80 % энергоресурсов страны, прогнозируемый заказ на
самолет "Бэлла-1" уже в ближайшее время может составить несколько тысяч
штук.
Проект самолета "Бэлла-1" возник в связи
с необходимостью значительного снижения эксплуатационных затрат за счет
исключения из инфраструктуры авиационного обслуживания аэродромов. В
условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока России аэропортовые расходы
достигают 70 и более процентов от всех затрат на обслуживание
летательных аппаратов (ЛА). Это с одной стороны. С другой стороны в
указанных регионах существует множество естественных ровных
взлетно-посадочных площадок (ВПП) как летом, так и зимой в виде озер,
рек, болот, полей и т. д.
Известные на сегодня традиционные
летательные аппараты: самолеты и вертолеты не могут эксплуатироваться с
естественных ВПП в указанных регионах без смены взлетно-посадочных
устройств (ВПУ) и специально подготовленных ВПП. Так, известный
российский самолет АН-2 имеет три сменных ВПУ: колесное, лыжное,
гидропоплавковое. Первые два требуют ВПП.
Вертолет также требует в зависимости от
времени года смены ВПУ. Более того, вертолет не может совершить
посадку, например, на болото без специально подготовленных ВПП, а на
глубокий снег, высокую траву - по причине отрицательного экранного
эффекта.
На замену ВПУ и подготовку ВПП требуются
огромные эксплутационные затраты, что приводит к низкой транспортной
эффективности ЛА.
Попытки установить на ЛА два ВПУ,
например, на гидросамолет дополнительно установить колесное шасси
приводит к увеличению массы конструкции и к снижению его транспортной
эффективности.
Все указанные недостатки исключаются в
самолете "Бэлла-1". Самолет может совершить взлет и посадку на любую
ровную естественную площадку в любое время года. Ему не нужно менять
ВПУ. Более того, такой самолет менее чувствителен к погодным условиям,
например, к направлению ветра, видимости. Он может двигаться в режимах
самолета, аппарата на воздушной подушке, а также совершать укороченный
взлет и посадку.
После проведения научно-
исследовательских работ (теоретических расчетов и продувок в
аэродинамических трубах) в 1994 году был построен экспериментальный
образец такого ЛА.
В течение 2-х лет проводились вначале
заводские стендовые испытания, а затем первый этап летных испытаний:
скоростные пробежки и подлеты в условиях, приближенных к естественным:
заснеженное сельскохозяйственное поле, застывшая река, пойма реки в
летних условиях и вода.
ЛА показал высокие взлетно-посадочные
характеристики и подтвердил результаты исследований в аэродинамических
трубах и расчетные данные.
На ЛА получены патенты РФ, США и Германии в статусе изобретения и промышленного образца РФ
Самолет выполнен по схеме "летающее крыло" с развитым хвостовым оперением и пилотско - пассажирской кабиной впереди.
Основной частью ЛА является
дискообразный центроплан с центральным тоннелем, в котором размещены
винтовая подъемная система и грузовая кабина. По бокам центроплана
размещены консольные части крыла. Снизу расположено ВПУ в виде
надувного посадочного тора, являющегося ограждением для воздушной
подушки, колесно-лыжных опор и глиссирующих поверхностей: редана под
пилотско-пассажирской кабиной и гидрокрыла сзади за центропланом.
Такое универсальное ВПУ позволяет
обеспечить безаэродромную эксплуатацию с воды, болотистых и заснеженных
поверхностей, любого грунта.
Расположенные на задней части
центроплана маршевые винтомоторные установки обеспечивают полную
обдувку поверхностей хвостового оперения, повышая надежность и
безопасность на различных режимах полета и в случае отказа одного из
двигателей.
Особенностью конструкции самолета является следующее:
-
наличие подъемной винтомоторной установки наряду с обычными маршевыми
силовыми установками, что обеспечивает в конечном итоге укороченный
взлет и посадку;
-
дискообразный центроплан служит не только для размещения грузов,
силовых установок и др., но и создает аэродинамическую подъемную силу в
полете;
-
планер почти полностью выполнен из композиционных материалов с
применением трехслойных оболочек с пенопластовым и сотовым
заполнителями, что в 1,5:2,0 раза снижает массу конструкции по
сравнению с металлическими конструкциями;
-
наличие отдельной грузовой кабины наряду с пилотско-пассажирской
исключает затраты на переоборудование пилотско-пассажирской кабины под
грузовую;
-
наличие универсального ВПУ позволяет исключить его переоборудование в зависимости от времени года;
-
консольные части крыла имеют возможность складываться, что позволяет
обеспечить транспортировку аппарата наземным или воздушным транспортом.
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
Бэлла-1 |
Диаметр несущего винта, м |
11.00 |
Длина фюзеляжа, м |
10.00 |
Полная длина, м |
2.60 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
1100 |
нормальная взлетная |
2000 |
топлива |
300 |
Тип двигателя |
|
маршевые |
2 ПД Teledyne Continentale 10-360-ES |
подъемный |
1 ПД Teledyne Continentale 10L-200 |
Мощность, л.с. |
|
маршевые |
2 х 210 |
подъемный |
1 х 110 |
Крейсерская скорость, км/ч |
250 |
Минимальная скорость, км/ч |
30 |
Перегоночная дальность, км |
3000 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
3000 |
Макс. эксплутационная перегрузка |
3.5 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
600 кг груза |
|