Ту-204 появился в тяжелое для страны время, когдапроисходил пересмотр не только общечеловеческих ценностей, но и падение
жизненного уровня россиян. Эти процессы оказали сильнейшее влияние на миграцию
населения, в том числе и на возможность совершать дальние перелеты. Традиционные
авиалинии, на которые рассчитывался Ту-204, стали менее загруженными, и с
пассажиропотоками на них вполне справлялись Ту-154М. Пытаясь спасти машину,
расширить географию ее применения, в "АО Туполев" разработали вариант
Ту-204-300
с укороченным фюзеляжем и с увеличенной дальностью полета. Первый опытный
самолет был показан в августе 1995 г. на авиационно-космической выставке
"МАКС-95".
Ту-204-300 предназначен для перевозки 166
пассажиров в компоновке туристского класса с шагом установки кресел 810 мм, их
багажа и грузов на маршрутах малой, средней и большой дальности. Для ближних
авиалиний при взлетной массе 84800 кг и максимальной коммерческой нагрузке 18000
кг дальность полета составляет 2500-3500 км. Для перевозки одного пассажира на
один километр расходуется 18,7-20 г топлива. Машина может эксплуатироваться с
аэродромов класса "В" с ВПП длиной 1800 м и соответствующей допустимой нагрузкой
на бетон, а если говорить проще, то со всех региональных аэропортов.
Для средних авиалиний (эксплуатация с аэродромов
класса "Б") при взлетной массе 103000 кг и коммерческой нагрузке 18000 кг
дальность полета равна 6500-7500 км. Топливная экономичность составляет 21,5 г/пас.км.
Для дальних авиалиний при той же взлетной массе и коммерческой нагрузке 14000 кг
дальность с дополнительным баком вместимостью 2500 кг достигает 9200 км, а
топливная экономичность - 22,3 г/пас.км. По нашим оценкам, Ту-204-300 станет
самым затребованным пассажирским самолетом в Российской Федерации, поскольку
имеет широкий диапазон применения.
Ту-204-300 обеспечивает пассажирам высокий
уровень комфорта, обусловленный формой сечения фюзеляжа, высокими удобными
креслами с широкими подлокотниками, вместительными багажными полками закрытого
типа, современной системой кондиционирования, компоновочным решением
пассажирского салона.
Для пассажиров предлагается несколько вариантов
компоновки салона: единый туристский класс, единый экономический класс,
смешанный вариант с двумя классами (с первым и деловым) и смешанный вариант с
тремя классами (с первым, деловым и туристским). Перевозка багажа и грузов
осуществляется в пяти контейнерах типа LD 3-46, которые размещаются в переднем и
заднем багажно-грузовых отсеках.
Несмотря на то, что Ту-204-300 рассчитан на
экипаж из двух человек, в кабине предусмотрена возможность размещения
бортинженера, лоцмана или инструктора. Кабина экипажа спроектирована с учетом
требований эргономики, приборная доска выполнена с использованием новейших
технологий. Вся информация по управлению самолетом и функционированию бортовых
систем отображается на шести многоцветных экранных жидкокристаллических
индикаторах. Вместо штурвальных колонок установлены небольшие V-образные ручки
управления с малыми усилиями и отклонениями.
Особенностью Ту-204-300 стал килевой или, как его
еще называют, резервный топливный бак. Для машин с неполной заправкой горючим,
летающих на средних линиях, он используется для получения более задних центровок
и уменьшения, тем самым, аэродинамических потерь на балансировку. В варианте
самолета для дальних линии горючее заливается, как в килевой, так и в
дополнительные топливные баки. Последний устанавливается вместо одного из
контейнеров в заднем багажно-грузовом отсеке. В этом варианте увеличивается и
емкость системы водоснабжения. Кроме того, по требованию авиакомпании, может
быть оборудовано место отдыха экипажа в конце пассажирского салона.
Унификация нового лайнера с самолетом Ту-204 по
конструкции, силовой установке, различным системам, технологии производства и
эксплуатации практически не потребует затрат на освоение производства и позволит
быстро начать его серийный выпуск. Для изготовления и сборки самолета может
использоваться та же техническая документация и оснастка, что и для Ту-204 и
Ту-204-200. Значительно сокращаются сроки и объем испытаний Ту-204-300.
Например, прочностные характеристики подтверждаются испытаниями базового
самолета и Ту-204-100, а аэродинамические исследования проведены в меньшем
объеме, по сравнению с новой машиной. К тому же, зачтется большой объем
сертификационных испытаний базового Ту-204.
Идеология проектирования Ту-204-300 заложена
таким образом, чтобы внедрение модификации проводилось с минимальной доработкой
оснастки серийного завода. Основные изменения касаются цилиндрической части
фюзеляжа, длина которого, по сравнению с Ту-204, уменьшилась на 5,8 м (укоротили
секции перед крылом на 3 м и за ним - на 2,8 м). Эти изменения затронули лишь
пассажирский салон и багажно-грузовые отсеки. Состав и компоновка оборудования
технических отсеков остались прежние, но программы функциональных связей
оборудования пришлось уточнить из-за изменения массовогабаритных характеристик
самолета. Установка дополнительного топливного бака на самолете для дальних
авиалиний потребовала доработки топливной системы и изменения порядка выработки
горючего из баков.
Современный технический уровень Ту-204-300
обеспечен совершенной аэродинамикой, высокоэкономичными турбовентиляторными
двигателями ПС-90А с малым удельным расходом топлива, внедрением новых
конструктивно-технологических решений, использованием усовершенствованных
алюминиевых и титановых сплавов, сотовых конструкций и композиционных
материалов, применением новейшего пилотажно-навигационного оборудования на базе
цифровой вычислительной техники.
Перспективный многопрофильный Ту-204-300 обладает
высокими летно-техническими характеристиками, низкими расходами топлива, малыми
затратами на организацию производства, позволяющими ввести его в эксплуатацию в
начале следующего года. Внедрение прогрессивной системы технического
обслуживания (ТОиР) и эксплуатации по состоянию позволит сократить простой на
техническом обслуживании и ремонте и повысить исправность парка самолетов.
Одновременно обеспечивается высокая интенсивность коммерческой эксплуатации.
Реализуемый на Ту-204-300 уровень
эксплуатационно-технических данных позволяет получить высокую коммерческую
эффективность эксплуатации, сократить прямые эксплуатационные расходы на 15-20%,
по сравнению с самолетами-аналогами, что наряду с высокой топливной
экономичностью обеспечивает достаточную его конкурентоспособность. Не
исключается возможность модификации машины в грузовую, был бы заказчик.
Первый прототип Ту-204-300 под обозначением
Ту-234, предназначавшийся для сертификационных испытаний, переделали из опытного
Ту-204 (RA-64001) и впервые продемонстрировали широкой публике на Московском
авиакосмическом салоне в 1995-м. Однако отсутствие финансирования затормозило
всю работу.
Государство практически не помогает, и приходится
рассчитывать на заинтересованность коммерческих структур. Например, в прошлом
году лишь на деньги авиакомпаний "Кавказские Минеральные Воды", "Красноярские
авиалинии" и "Сибирь" удалось сертифицировать Ту-204-100 по расширению
ограничений при эксплуатации по второй категории, предусматривающей взлет с
пониженной тягой двигателей.
С тех пор прошло шесть лет, но только сейчас
появилась возможность поднять машину в воздух, причем не опытную, а серийную,
сборка которой завершается в Ульяновске. Параллельно идет подготовка и к
сертификационным испытаниям, начало которых планируется на осень этого года.
Кстати, эта машина после завершения сертификационных испытаний будет передана
своему заказчику - авиакомпании "Кавказские Минеральные Воды" и выйдет на
авиалинии.
На базе самолета разработана так же модификация Ту-204-320
оснащенная английскими ТРДД Rolls-Royce RB211-353Е4.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-204-300 |
Размах крыла, м |
40.88 |
Длина самолета,м |
40.20 |
Высота самолета,м |
13.88 |
Площадь крыла,м2 |
184.17 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
54000 |
нормальная взлетная |
86000 |
максимальная взлетная |
103000 |
Топливо, л |
34000 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Соловьев ПС-90П |
Тяга, кгс |
2 х 16140 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
Экономичная скорость, км/ч |
810 |
Практическая дальность, км |
9250 |
Дальность с максимальной загрузкой, км |
3400 |
Практический потолок, м |
12100 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
99 пассажиров в кабине трех классов или 166 пассажиров в экономическом классе или 18000 кг груза |
|