 |
|
|
|
|
 |
Разработчик:
McDonnell Douglas |
 |
Страна: США |
 |
Первый полет: 1986
|
 |
Тип: Многоцелевой ударный истребитель | | Макдоннелл-Дуглас F-15 "Игл" -первый боевой самолет четвертого поколения,
поступивший на вооружение ВВС США. Созданный в 1972 году как "охотник за
истребителями", на основе опыта воздушных боев во Вьетнаме, он до середины
следующего десятилетия останется основным инструментом завоевания господства в
воздухе американских военно-воздушных сил. Последний одноместный F-15C был
выкачен из ворот сборочного цеха завода "Фантом Уорк" фирмы Макдоннелл-Дуглас в
1992 году. В том же году прекратилось и производство учебно-боевых "спарок"
F-15D: ВВС США вполне "насытились" машинами обоих типов. Однако завод в
Сент-Луисе продолжает работать. На его стапелях ведется сборка самолетов
последней модификации "Игла" - двухместных многофункциональных истребителей
F-15E - самых мощных боевых машин тактической авиации США 1990-х годов.
Вопреки многочисленным рекламным фотографиям и красочным картинкам
двадцатилетней давности, изображающим "Игл", увешанный "гроздьями" бомб и ракет
различных классов и типов, в действительности самолеты F-15A и F-15C никогда не
оснащались ударным вооружением, а летчики этих истребителей, с которыми
доводилось беседовать автору, даже не отрабатывали боевое применение по наземным
целям. "Орел" изначально являлся "чистым" истребителем воздушного боя и
перехватчиком, весь арсенал которого ограничивался ракетами класса "воздух-воздух"
"Сайдуиндер" и "Спэрроу". Однако в конце 1970-х годов ВВС США встали перед
необходимостью поиска замены стареющему истребителю-бомбардировщику Дженерал
Дайнэмикс F-111 - основному тактическому ударному самолету военно-воздушных сил.
Следует признать, что задача была вовсе не простой: F-111 обладал рядом
уникальных свойств, основными из которых были большая дальность полета (на
предельно малой высоте - до 1400 км, перегоночная - 4700 км) в сочетании с
весьма солидной бомбовой нагрузкой, способность выполнять скоростной
маловысотный бросок в режиме автоматического следования рельефу местности, а
также мощный информационный комплекс, включающий БРЛС и тепловизионную
аппаратуру, обеспечивающий всепогодный и круглосуточный поиск и атаку
малоразмерных наземных целей.
Фирма Макдоннелл-Дуглас в инициативном порядке, без получения официального
контракта от министерства обороны, приступила к оценке эффективности применения
истребителя F-15 для действий по наземным целям еще в 1976 году. Специалисты
фирмы объективно оценили ситуацию, сложившуюся в американских ВВС с тактическими
ударными самолетами и пришли к выводу, что новейший "Игл", лишь начавший
поступать на вооружение, обладает хорошими возможностями для сравнительно легкой
трансформации его в истребитель-бомбардировщик. Проект, получивший неофициальное
название "Страйк Игл" ("Ударный Орел"), был представлен на конкурс, объявленный
ВВС США. Целью конкурса являлся выбор типа усовершенствованного (т.е. не
полностью нового, а созданного на основе уже существующей конструкции)
тактического ударного самолета ETF (Enhanced Tactical Fighter).
Кроме модифицированного F-15 на суд специалистов ВВС были представлены
проекты, выполненные на основе самолетов Дженерал Дайнэмикс F-16 и F-111,
Фэрчайлд-Рипаблик А-10, Воут А-7, Макдоннелл-Дуглас F-4 и F/A-18, Грумман F-14 и
А-6. В качестве возможного претендента, также, рассматривался европейский
истребитель-бомбардировщик Панавиа "Торнадо". В 1997 году построена усовершенствованная модификация двухместного
многофункционального истребителя Су-30МК. В отличие от своего предшественника,
новая машина получила дополнительное ПГО (схема "триплан"). На самолете
установлена многофункциональная БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР),
эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям, а также ИНС на
лазерных гироскопах. Практически полностью изменено кабинное приборное
оборудование, выполненное теперь с использованием жидкокристаллических цветных
многофункциональных индикаторов, не боящихся прямой солнечной засветки (что
является шагом вперед по сравнению с кабиной F-15Е). С 1999 года эти самолеты
предполагается оснастить двигателями с системой управления вектором тяги. Можно
с уверенностью утверждать, что по совокупности боевых свойств модернизированный
Су-30МК превзойдет ударный вариант "Игла".
В еще большей степени это утверждение можно отнести к двухместному
многофункциональному фронтовому бомбардировщику Су-34, также являющемуся
развитием самолета Су-27. В отличие от F-15E и самолетов семейства Су-30, эта
машина имеет поперечное размещение членов экипажа, что облегчает их
взаимодействие в полете. Су-34 имеет весьма солидное бронирование (суммарная
масса - 1480 кг), значительно снижающее уязвимость машины от огня малокалиберной
зенитной артиллерии и ПЗРК - главных врагов маловысотных ударных самолетов.
Бомбардировщик оснащен БРЭО "пятого поколения", включающем новую
многофункциональную БРЛС с ФАР, имеющую повышенную разрешающую способность и
способную одновременно следить за несколькими воздушными и наземными целями,
тепловизионные, телевизионные и лазерные навигационно-прицельные системы, а
также усовершенствованный комплекс РЭБ. Обеспечивается автоматизированный
маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности. Важным свойством Су-34,
выгодно отличающим его от самолета F-15Е, является наличие системы,
автоматически демпфирующей воздействие ветровых порывов при полете на предельно
малой высоте, что значительно уменьшает нагрузку на планер и экипаж. Состав
вооружения класса "воздух-воздух" аналогичен самолету Су-30МК, а маневренные
качества Су-34 позволяют ему вести воздушный бой с любым противником.
Модификации
: |
 |
|
TF-15A Strike Eagle |
ударный вариaнт
TF-15A |
F-15E Strike Eagle |
основной серийный вариант |
F-15I Baz |
модификация для ВВС Израиля |
F-15S |
модификация для ВВС Саудовской Аравии |
F-15F |
предлагаемый одноместный вариант F-15S |
F-15H |
предлагаемый одноместный вариант F-15S |
F-15U |
предлагаемый вариант
модификации F-15E |
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
F-15E |
Размах крыла, м |
13.05 |
Длина, м |
19.43 |
Высота, м |
5.63 |
Площадь крыла, м2 |
56.49 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
14515 |
нормальная взлетная |
28440 |
максимальная взлетная |
36742 |
Топливо |
28440 |
во внутренних баках, кг |
5952 |
в 3 ПТБ |
5396 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-229 |
Тяга, кН |
|
нефорсированная |
2
х 79.18 |
форсированная |
2
х 129.45 |
Максимальная скорость, км/ч |
2655 (М=2.50) |
Крейсерская скорость, км/ч |
917 |
Перегоночная дальность, км |
4445 |
Радиус действия, км |
|
с ПТБ, при полете по смешанному профилю |
1270 |
без ПТБ, на предельно малой высоте |
600 |
с ПТБ, на предельно малой высоте |
800 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
15240 |
Практический потолок, м |
20000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
9 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 с 512 патронами. Боевая нагрузка - 11110 кг. размещенная на 9 внешних подвесках. Возможна установка:
4-8 УР класса воздух-воздух AIM-120 AMRAAM,
4 AIM-7F/M Sparrow , AIM-9L/M Sidewinder, 6 УР класса воздух-поверхность AGM-65
Maverick До
2 ядерных бомб В-57 или В-61 Бомбы: 7 GBU-10 Paveway II ,15 GBU-12,2 GBU-15, 5 GBU-24 Paveway III, 20 кластерных бомб Mk.20 Rockeye, 2 GBU-28, 26 бомб Mk.82, 7 бомб Мk.84, а так же 12 CBU-87 напалмовые бомбы BLU,
ПУ НУР LAU-3 19 70-мм НУР. Возможна также подвеска:
3 контейнеров с 30-мм пушками, УАБ AGM-130, ПРЛУР AGM-88 HARM. |
|