|
|
|
|
|
|
Разработчик:
ТРЭК |
|
Страна: Россия |
|
Первый полет: 1998
|
|
Тип: Легккий многоцелевой экраноплан | | В
1996-м для разработки экранопланов организовали закрытое акционерное
общество "КОМЕТЭЛ". Итогом совместной с ЦНИИ "Комета" и ведущими
предприятиями авиационной промышленности России работы стал
экспериментальный экранолет ЭЛ-7 "Иволга". Здесь следует пояснить, что в отличие от экраноплана, экранолеты (данная классификация впервые введена Р.Л.Бартини) способны
летать не только вблизи поверхности раздела двух сред, но и вне зоны действия подстилающей поверхности.
Заводские
летные испытания ЭЛ-7 прошли с сентября 1998-го по декабрь 2000-го на
акваториях Москва-реки и Иркутского водохранилища. В следующем году
Верхне-Ленское речное пароходство начало эксплуатационные испытания
машины на Ангаре и озере Байкал.
Впервые
информацию о экранолете ЭЛ-7 представили на Международной выставке
"Средства спасения-2000". Опытный образец машины публично
демонстрировали на международной выставке "Транспорт Сибири-2000",
проходившей в Иркутске (награжден дипломом выставки), а затем - на
международном авиационно-космическом салоне "МАКС-2001". На выставках
необычная машина представляла повышенный интерес для посетителей, в том
числе специалистов, руководителей транспортных предприятий различных
ведомств и силовых структур.
Экранолет
предназначен для перевозки 8-11 пассажиров или небольших грузов
преимущественно над водной поверхностью рек, озер и морей, в том числе
покрытых льдом в регионах с неразвитой цорожной сетью. Он может
использоваться над заснеженными равнинными и за- болоченными участками.
Предусмотрено применение аппарата для туристско-эк-скурсионных
прогулок, решения патрульных, спасательных и других задач.
Основные
режимы полета "Иволги" реализуются на высотах от 0,2 до 2 м. Благодаря
использованию эффекта близости земли, аппарат является
высокоэкономичным транспортным средством.
Экранный
эффект проявляется в образовании динамической воздушной подушки между
крылом и подстилающей поверхностью. В результате увеличивается
аэродинамическая подъемная сила, снижается аэродинамическое
сопротивление при движении на высотах меньших средней аэродинамической
хорды крыла и, как следствие, возрастает аэродинамическое качество.
"Иволга"
выполнена по схеме "составное крыло" с однокилевым Т-образным хвостовым
оперением. Крыло состоит из центроплана очень малого удлинения со
стреловидной задней кромкой и пристыкованных к нему складывающихся
консолей большого удлинения (заимствованы от самолета Як-18Т). Это
позволило не только уменьшить размеры ангарных помещений, но и
использовать существующие причальные сооружения на водоемах,
причаливать вплотную к судам и сделать аппарат более маневренным в
узких и загруженных судами акваториях.
В
средней части цельнометаллического центроплана размещены верхний и
нижний аэродинамические щитки, которые в совокупности с водоизмещающими
поплавками образуют реверсивно-тормозную камеру, позволяющую
регулировать пробег машины.
В
центроплане размещены силовая установка, а в фюзеляже, выполненном за
одно целое с ним, - кабина пилота и грузопассажирский отсек. Последние
закрыты общим удобообтекаемым фонарем.
На
носовой части корпуса имеется пилон с двумя воздушными винтами в
кольцевых каналах. Соединенные карданными валами с двигателями, они, в
зависимости от режима движения, могут изменять направление вектора
тяги.
На
фоне решения сложнейших вопросов устойчивости и управляемости перед
создателями экранолета всегда стоит задача выбора взлетно-посадочного
устройства. От этого зависят и амфибийность аппарата и его
тяговооруженность. Ведь не секрет, что пик потребной тяги силовой
установки приходится на преодоление гидродинамического сопротивления
при разбеге.
В
связи с этим на ЭЛ-7 применили поддув от воздушных винтов в
пространство, ограниченное центропланом крыла, задним центропланным
щитком и поплавками. При этом воздушные винты отклоняются синхронно со
щитками, но на других режимах возможно их независимое отклонение.
Созданная
таким образом статическая воздушная подушка обеспечивает бесконтактное
с подстилающей поверхностью движение на высотах до 0,3 м со скоростью
до 80 км/ч.
При
дальнейшем разгоне, благодаря увеличению скоростного напора, изменяется
направление вектора тяги воздушных винтов, и аппарат переходит на режим
динамической воздушной подушки.
Благодаря
подобному взлетно-посадочному устройству, ЭЛ-7 приобрел амфибийные
свойства с возможностью самостоятельного выхода на берег и спуска на
воду. При рулении на воздушной подушке выпускается передний
подцентропланный щиток, и машина может развернуться буквально на месте.
Как
видно из иллюстраций, экранолет выполнен по катамаранной схеме. При
этом поплавки разделены на несколько водонепроницаемых отсеков,
обеспечивающих необходимый запас плавучести в случае повреждения одного
или нескольких из них. Легкосъемные поплавки допускают эксплуатацию не
только с воды, но и с грунтовых, заболоченных и ледовых участков.
Легкоразъемные
соединения агрегатов планера позволяют транспортировать экранолет без
демонтажа силовой установки самолетами Ил-76, Ан-12, на железнодорожных
платформах и автомобилях-трейлерах.
В
качестве основных конструкционных материалов использованы алюминиевый
сплав АМГ6 и стеклопластик, допускающие длительную и круглогодичную
эксплуатацию "Иволги" в речных и морских условиях.
Каркас
фонаря кабины и салона -пластиковый. Лобовое стекло-триплекс оснащено
механическим стеклоочистителем (типа автомобильных дворников) и
устройством электрообогрева.
Кольцевые
насадки пропеллеров повышают их тягу на малых скоростях, защищают от
посторонних предметов и предостерегают окружающих от попадания во
вращающиеся винты, снижают уровень шума на местности. Кольца движителя
изготовлены из пластика, с металлическими силовыми элементами для
крепления их на поворотной балке. Как уже отмечалось, в стартовом
положении воздушные струи от пропеллеров направляются под центроплан, в
крейсерском - над центропланом.
На
экранолете установлены два автомобильных двигателя, которые размещены
порознь в правом и левом центропланных отсеках. Каждый из моторных
блоков, помимо двигателя со сцеплением, редуктора, глушителя-резонатора
и прочих агрегатов, включает топливный бак. Объемы моторных отсеков
допускают размещение в них и других типов двигателей, включая дизельные
и авиационные, обладающих достаточной мощностью. При этом их габариты
не будут искажать внешнюю поверхность центроплана.
На
борту ЭЛ-7 предусмотрен необходимый набор пилотажного и навигационного
оборудования, включая спутниковый навигатор типа JPS. Кроме этого
имеются системы электроснабжения, освещения и внешней сигнализации,
вентиляции и отопления салона и моторных отсеков, пожаротушения.
Установлены также морское оборудование и спасательные средства.
Радиооборудование
соответствует требованиям Речного Регистра России для судов с малым
водоизмещением и обеспечивает надежную радиосвязь с кораблями и
наземными пунктами при помощи коротковолновых и УКВ-радиостанций.
Отклонения
руля высоты и элеронов осуществляются, как и на самолетах, с помощью
штурвальной колонки, а руля направления - педалями. Для снятия нагрузок
со штурвала и педалей служат триммеры на руле высоты и левом элероне и
триммер-сервокомпенсатор руля направления.
Кроме
руля направления, управлять аппаратом по курсу можно изменением
оборотов двигателей или шага винтов, отключением одного из пропеллеров
посредством сцепления, а также отклонением секций заднего щитка
электрогашетками на педалях.
Длину пробега при необходимости можно изменять, выпуская щитки реверсно-тормозной камеры.
Испытания
ЭЛ-7 начались в Москве в сентябре 1998-го с отработки системы
управления при движении на воде, включая режим с поддувом. Одновременно
определили располагаемую тягу и аэродинамическую разгрузку аппарата с
использованием поддува и обдува центроплана на стоянке.
В
январе 1999-го экранолет загрузили в Ил-76 и перебазировали в Иркутск,
где испытали в условиях сибирской зимы. Первый полет с использованием
поддува выполнен на Иркутском водохранилище 16 февраля. Спустя четыре
дня В.В.Колганов на ЭЛ-7 с автомобильными двигателями ЗМЗ-4062
мощностью по 150 л.с. опробовал экранный режим в крейсерской
конфигурации (щитки убраны, винты в крейсерском положении) на скорости
80-110 км/ч.
Убедившись,
что двигатели ЗМЗ-4064.10 с турбонаддувом (по 210 л.с.) в ближайшее
время не предвидятся, а мощности ЗМЗ-4062.10 недостаточно для полетов с
нагрузкой, на экранолет установили автомобильные моторы BMW S38.
С
двигателями BMW 20 (или S38) в августе 1999-го В.В.Колганов
продемонстрировал спуск машины на воду с использованием поддува, полет
вблизи экрана в крейсерской конфигурации с последующим выходом на
берег.
С
декабря 1999-го пилотирование экранолета освоил Д.ГЩебляков,
продемонстрировавший вскоре полет на высоте до 4 м с маневрированием по
курсу. Спустя пять дней аппарат поднялся на высоту свыше 15 м и
продемонстрировал свои возможности в полете вне зоны действия
подстилающей поверхности.
Испытания
шли довольно успешно, и в феврале 2000-го состоялся первый дальний
полет. Летая над водами Ангары (на расстоянии 10-12 км от истока из
Байкала Ангара не замерзает) и льдом Байкала в экранном и в самолетном
режимах, ЭЛ-7 успешно продемонстрировал свои возможности. Осенью
2000-го аппарат уверенно отрывался от воды и совершал посадки на волны
высотой более метра (3 балла).
Результаты
испытаний опытного образца подтвердили работоспособность заложенных в
"Иволгу" технических решений. Обладая хорошей устойчивостью во всем
диапазоне высот полета, в том числе на 5-10 м, где земля почти не
влияет на аэродинамику машины, ЭЛ-7 оказался простым в управлении и
прощал даже грубые ошибки в пилотировании.
За
время испытаний удалось отработать методику техники пилотирования при
маневрировании по курсу, скорости и высоте в полете как с
использованием поддува, так и на экранном режиме. Опробованы
"самолетные" режимы полета.
Развороты
вблизи земли выполнялись с креном до 15╟ на высотах начиная с трех
метров и до выхода из зоны действия экранного эффекта (более 10 м) с
креном до 30-50╟. Тяги силовой установки с двигателями BMW S38 хватало
для продолжения экранного полета при отказе одного двигателя. При
движении вблизи поверхности раздела двух сред аэродинамическое качество
экранолета ЭЛ-7 "Иволга" достигало 25, что более чем в два раза
превышает аналогичный параметр самолетов этого класса.
В
свою очеред это значительно повышает дальность при полете на малых
высотах при одинаковых взлетном весе и запасе топлива. Средний расход
горючего при полете со скоростью 150-180 км/ч по маршруту с переменным
профилем и маневрированием по курсу и высоте не превышал 25-35 л
бензина АИ-95 на 100 км пути при взлетном весе 3700 кг и 8 пассажирах.
На "самолетном" же режиме расход достигал 75-90 л.
Летая
на высотах до трех метров, экранолет ЭЛ-7 сертифицируется в Речном и
Морском Регистрах. Хорошие летные характеристики аппарата позволяют при
оснащении авиационными двигателями, оборудованием и
пилотажно-навигационными системами сертифицировать его по авиационному
регистру, включая самолетные режимы полета. При этом экранолет будет
иметь летные данные на уровне самолетов аналогичной размерности. Он
сохранит способность эксплуатироваться с неподготовленных грунтовых
площадок, льда, глубокого снега, воды, включая заболоченную местность.
Экранолет
высокоэкологичен - при базировании практически не нарушает верхний слой
грунта и травяной покров, в процессе движения не касается воды и не
оставляет волны, а по шуму и токсичности сравним с автомобилем.
Отсутствие качки и болтанки в связи с температурной однородностью
подстилающей поверхности и отсутствием вертикальных порывов ветра,
низкий уровень шума в кабине и на местности, хороший обзор делают полет
комфортным и приятным.
В
настоящее время сотрудники ЗАО "КОМЕТЭП", Верхне-Ленского речного
пароходства и других организаций объединены в ЗАО
"Научно-производственный комплекс "ТРЭК". Предприятие уже приступило к
серийному выпуску 14-местных экранопланов ЭК-12 типа "Иволги" и
модернизированных с использованием результатов испытаний
предшественника. Одновременно готовится производство экранопланов
ЭК-25, рассчитанных на 27 пассажиров.
Эти
безопасные, высокоэкономичные и экологически чистые амфибийные
аппараты, способные перемещаться на высотах от 0,2 до 3 м со скоростью
до 210 км/ч с дальностью до 1500 км, предназначены для круглогодичной
эксплуатации с высоким экономическим эффектом на реках и водоемах, в
том числе и покрытых льдом и снегом, над заболоченной местностью.
Высокая мореходность (3-4 балла) сделает их незаменимыми на прибрежных
морских линиях.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ЭЛ-7 |
Размах крыла, м |
|
Длина, м |
|
Высота, м |
|
пустого снаряженного |
|
максимальная взлетная |
3300 |
топлива |
160 |
Тип двигателя |
2 ПД ЗМЗ-4064-10 |
Мощность, л.с. |
2 х 210 |
Максимальная скорость, км/ч |
200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
150-175 |
Практическая дальность, км |
1480 |
Высота полета на экране, м |
до 0.8 |
Волнение моря, балл |
3-4 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 7 пассажиров или 700 кг груза |
|