 |
|
|
|
|
 |
Разработчик:
ОКБ Сухого |
 |
Страна: СССР |
 |
Первый полет: 1979 |
 |
Тип: Самолет постановщик помех | | Традиционным
направлением модернизации советских бомбардировщиков было создание их
вариантов для ведения радиоэлектронной борьбы и воздушной разведки.
Необходимость самолетов-разведчиков не ставилась под сомнение уже со
времен первой мировой войны, эффективность же постановщиков помех
неопровержимо доказали многочисленные ╚малые войны╩ второй половины
двадцатого века.
В
шестидесятые годы практически каждый БАП ВВС СССР получил звено
постановщиков помех. Кроме того, отдельные полки самолетов РЭП вошли в
состав ВВС абсолютного большинства военных округов и групп войск.
Бортовая аппаратура, устанавливаемая на спецмодификациях Ил-28 и Як-28,
была достаточно мощной и надежной, но летных характеристик этих машин
уже не хватало для обеспечения действий Су-24. Единственным приемлемым
решением было создание соответствующего варианта самой ╚двадцать
четверки╩.
Проектирование
Т-6П (П - помеховый) на базе ╚чистого╩ Су-24 начались практически сразу
же по окончании выпуска документации по основному варианту самолета. Но
работы в этом направлении шли медленно, и на испытания первая опытная
машина вышла только конце 1979 года. Дня этого были переоборудованы два
Су-24 первых серий, использовавшийся ранее по программе испытаний
Су-24М. Первый опытный образец постановщика помех получил обозначение
Т-6МП-25 и был поднят в воздух в апреле 1980 года. Государственные
испытания, в которых принимали участие самолеты Т6МП-25 и Т6МП-35,
проходили в 1980-1982 годах.
На
самолетах был установлен экспериментальный комплекс РЭП. Он был
размещен на месте РЛС ╚Орион╩ (станция ╚Рельеф╩ и упрощенный
навигационный комплекс НК-24 остались). Пушка была снята, и
единственным вооружением самолета являлись две оборонительные ракеты
P-60 под левым крылом (под правым подвешивался спецконтейнер). Опытные
Т-6МП закончили испытания в 1982 году.
В
серийное производство самолет был запущен в 1983 году в Новосибирске
параллельно с разведчиком Т-6МР. В ВВС ему был присвоен индекс Су-24МП, а на
заводе - изделие "46" (Кодовое обозначение НАТО - Fencer-F).
Установленная
на борту и в подвесных контейнерах специальная аппаратура постановки
помех в различных диапазонах длин волн позволяет использовать Су-24МП
как самолет прикрытия при организации боевых действий в условиях хорошо
развитой системы ПВО противника.
По
сравнению с опытным, серийный комплекс РЭП ╚Ландыш╩ ряд отличий. Внешне
строевые машины выделялись дополнительной антенной на гроте сразу за
кабиной. Серийный комплекс ╚Ландыш╩ до сих пор является секретным.
Известно лишь, что он включает станции активных помех ╚Фасоль╩,
╚Мимоза╩ и другие и предназначен для противодействия в основном
радиолокационным станциям ЗРК, в том числе новых (типа Пэтриот).
Оборудование размещено в фюзеляже и подвесных контейнерах нескольких
типов. Два опытных самолета Су-24МП поступили в 4-й ЦБП в Липецке, а
все восемь серийных - в 118-й отдельный авиаполк самолетов РЭП в
Черткове. После распада СССР они остались на Украине. К сожалению,
бортовое оборудование Су-24МП не удалось довести до нужной кондиции.
Поставить хотя бы старое надежное со списываемых по причине выработки
ресурса Як-28ПП не представляется возможным - РЭО ╚Яка╩ слишком
громоздко (оно рассчитывалось на размещение в более-менее просторном
бомбоотсеке, форма которого была близка к параллелепипеду, тогда как
здесь имелись разрозненные объемы в разных частях планера). Вероятно,
со временем комплекс РЭО ╚Ландыш╩ удалось бы довести, но распад СССР не
позволил это сделать.  
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
Су-24МП |
Размах крыла, м |
17,64 |
Длина самолета,м |
24,59 |
Высота самолета,м |
6,19 |
Площадь крыла,м2 |
55,16 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
21900 |
нормальная взлетная |
32400 |
максимальная взлетная |
39700 |
Тип двигателя |
2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-Ф-3А |
Тяга, кН |
|
нефорсированная |
2 х 76.49 |
форсированная |
2 х 110.32 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте 11000 м |
1430 |
у земли |
1320 |
Практическая дальность, км |
2500 |
Боевой радиус действия, км |
680 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
2 УР воздух-воздух Р-60 или Р-60М |
|