|
|
|
|
|
|
Разработчик:
ОКБ Сухого |
|
Страна: СССР |
|
Первый полет: 1980
|
|
Тип: Фронтовой разведчик | | Единственной модификацией Су-24, судьба которой сложилась удачно, стал фронтовой разведчик Су-24МР.
Его предэскизное проектирование началось еще в августе 1965 года, но в
практическую плоскость дело перешло лишь в начале семидесятых, когда
первый Т-6 вышел на испытания и силы проектных бригад освободились.
Первый эскизный проект самолета значился под шифром Т-58МР. Он был
закончен в 1970 году (к тому времени обозначение было изменено на
Т-6Р). Прогресс в создании средств разведки, основанных на новейших
лазерных, тепловых и радиолокационных технологиях, привел к дальнейшему
накоплению изменений в составе оборудования самолета и интеграции его в
единый комплекс.
Главной
нагрузкой самолета Т-6Р, не несущего ударного вооружения, стал базовый
комплекс разведки БКР-1. Головной организацией для его разработки был
выбран НИИ "Вега".
Несмотря
на большое влияние, которое оказало изучение образцов трофейной
американской аппаратуры, полученной из Вьетнама и Ближнего Востока, он
базировался в основном на отечественном опыте. К тому времени было
закончено создание комплекса разведки для самолета МиГ-25Р, включавшего
весьма совершенные аэрофотоаппараты нового поколения, станцию
радиоразведки и РЛС бокового обзора. Но этот комплекс предназначался
для действий на больших высотах и скоростях, что автоматически
обеспечивало большой угол захвата и возможность резкого увеличения
эффективности работы РЛС бокового обзора за счет высокой скорости
полета. А Су-24 должен был производить съем информации с предельно
малых высот и на "дозвуке" (рабочий режим). Кроме того, была поставлен
задача создать принципиально новые разведывательные системы - лазерные
и тепловые.
Первое
поколение строчных тепловизоров для боевых самолетов в СССР было
создано уже в середине шестидесятых годов. Оно было довольно
многочисленным - на конкурсные испытания было представлено четыре типа
систем: "Весна", "Градус", "Темп" и "Тепло". Они формировали на
фотопленке тепловую карту местности, на которой могли четко
дешифроваться самые разнообразные объекты. По качеству изображения эти
приборы не уступали имевшимся тогда в распоряжении советских
специалистов западным образцам аналогичной техники. Однако весили они в
несколько раз больше, и разработчики утверждали, что пев состоянии
снизить массу своих изделий.
Тогда
по инициативе ЛИИ им. Громова был объявлен конкурс на создание
ИК-станции с массой не более 150 кг. Победителем стал проект
Всесоюзного энергетического института им. Ленина "Зима" (главный
конструктор станции ИЛ Лобанев), обошедший конкурирующую систему
"Осень" по ряду параметров. Эта станция с чувствительностью 0,3 градуса
обеспечивала заданное качество изображения при массе 70 кг. После
успешного завершения испытаний она была принята па вооружение в том
числе для самолета Су-24МР.
В
1967-1968 годах в ЛИИ прошла летные испытания и первая советская
лазерная система с линейным сканированием "Марс-Н". Эта работа заложила
основы для проектирования установленной на Су-24 серийной станции
"Шпиль".
В
конце концов в состав БКР-1 вошел ряд подсистем. В результате он
превратился в удачный конгломерат уже освоенного на МиГ-25РБ
оборудования и принципиально новых образцов. На месте РЛС "Орион" была
установлена РЛС БО М-101 "Штык", вместо станции "Кайра" смонтирован
панорамный АФА АП-402П с разрешающей способностью 0,3 м и телекамера
"Аист-М", способная выделять объекты размером более 0,5 м. Они
установлены на качающихся креплениях и могут работать через несколько
окон, что расширяет угол обзора. На месте ФКП под левым
воздухозаборником установлен еще один фотоаппарат - А-100. Отснятую
пленку можно сбросить в заданном месте в контейнере "Кадр", а добытую
радиоинформацию передать на КМ но радиолинии "Посредник". За ними,
ближе к хвосту, находится станция инфракрасной разведки "Зима". Разведывательное оборудование самолета состоит из:
- радиолокационной станции бокового обзора "Штык";
- аппаратуры телевизионной разведки "Аист-М";
- инфракрасного разведывательного оборудования "Зима";
- системы лазерной разведки "Шпиль-2М";
- станции общей радиотехнической разведки "Тангаж";
- аппаратуры радиационной разведки "Эфир-1М";
- аэрофотоаппаратов АП-402 панорамной и А-100 перспективной съемки.
Для
оперативной передачи на наземный приемный пункт разведывательной
информации от телевизионного, теплового и лазерного средств разведки на
самолете установлен широкополосный радиоканал ШРК-1. Для временной
увязки разведывательных данных в состав оборудования самолета включена
система единого времени "Севан ".
Аппаратура
радиолокационной разведки - РЛС бокового обзора "Штык" предназначена
для получения радиолокационной карты местности, разведки объектов и
выделения наземных целей, обеспечивает регистрацию изображения на
фотопленку на борту самолета. Установлена в носовой части фюзеляжа.
Аппаратура
телевизионной разведки "Аист-М" предназначена для ведения телевизионной
разведки с малых высот полета с передачей изображения местности на
наземные приемные пункты, установлена в обтекателе на нижней
поверхности средней части фюзеляжа.
Аппаратура
тепловой (ИК) разведки "Зима" предназначена для обнаружения,
распознавания и определения деятельности боевой техники, транспортных
средств, инженерных сооружений и военно-промышленных объектов
противника по их тепловому излучению, а также для получения тепловой
карты местности. Аппаратура обеспечивает регистрацию информации на
борту самолета и передачу ее на землю; установлена в отсеке под правым
воздухозаборником.
Аппаратура
лазерной разведки "Шпиль-2М" предназначена для ведения разведки
местности с малых высот в любое время года и суток. Обеспечивает выдачу
информации для передачи ее на наземный пункт, а также фоторегистрацию
на борту. Аппаратура размещается в подвесном контейнере.
Аппаратура
общей радиотехнической разведки "Тангаж" предназначена для ведения
радиотехнической разведки с целью определения типов и местоположения
источников радиоизлучения. Устанавливается в подвесном контейнере.
Аппаратура
радиационной разведки "Эфир-1М" определяет радиационное заражение
местности или воздуха в зависимости от высоты полета
самолета-разведчика в любых метеоусловиях и любое время суток с
регистрацией информации на ленте и передачей ее на землю. Размещается в
подвесном контейнере.
Фотооборудование.
Кадровый аэрофотоаппарат А-100 предназначен для перспективной
аэрофотосъемки с малых высот, устанавливается в отсеке под левым
воздухозаборником. Панорамный фотоаппарат АП-402 служит для выполнения
аэрофотосъемки широкой полосы местности, размещен на лафете под
центральной частью фюзеляжа. Проявленный на борту фотоматериал
вбрасывается на землю в специальной капсуле.
Основной
объем разведывательного оборудования (аппаратура радиолокационной,
телевизионной, тепловой и фоторазведки) размещается постоянно на борту
самолета. На восьмой точке подвески под фюзеляжем устанавливается
контейнер либо с лазерным, либо с радиотехническим разведывательным
оборудованием. Контейнер с аппаратурой радиационной разведки
подвешивается на поворотный пилон правой подвижной части крыла.
Вооружение
самолета Су-24МР состоит из двух управляемых ракет класса
"воздух-воздух" Р-60 (Р-60М) с тепловыми головками самонаведения.
Никакие другие типы авиационных средств поражения с самолета-разведчика
применяться не могут. Встроенная пушечная установка, имевшаяся на
самолетах Су-24 и Су-24М, демонтирована. Упрощенной системе управления
оружием оставлены функции лишь управления ракетами "воздух-воздух".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Су-24МР |
Размах крыла, м |
|
максимальный |
17,63 |
минимальный |
10,37 |
Длина самолета,м |
24,53 |
Высота самолета,м |
6,19 |
Площадь крыла,м2 |
|
максимальная |
55,16 |
минимальная |
51,02 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
22100 |
нормальная взлетная |
33325 |
максимальная взлетная |
39700 |
Топливо, кг |
|
внутренние топливо |
9800 |
ПТБ |
39700 (4 х 1250 или 2 х 3000 л) |
Тип двигателя |
2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-Ф-ЗА |
Тяга, кН |
|
нефорсированная |
2 х 76.49 |
форсированная |
2 х 110.32 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
1430
(М=1.35) |
на высоте с контейнерами |
1200 |
у земли |
1320 |
Перегоночная дальность, км |
|
без дозаправки |
2500 |
с одной дозаправкой |
4360 |
Боевой радиус действия, км |
|
без ПТБ |
420 |
с двумя ПТБ |
650 |
Практический потолок, м |
11100 |
Макс. эксплуатационная нагрузка |
6.5 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
2 УР воздух-воздух Р-60,
контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ |
|