Суббота, 18.05.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость

Клуб любителей авиации Сибири

Главная » Статьи » Боевая авиация России

Су-24МР
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1980
Тип: Фронтовой разведчик

Единственной модификацией Су-24, судьба которой сложилась удачно, стал фронтовой разведчик Су-24МР. Его предэскизное проектирование началось еще в августе 1965 года, но в практическую плоскость дело перешло лишь в начале семидесятых, когда первый Т-6 вышел на испытания и силы проектных бригад освободились. Первый эскизный проект самолета значился под шифром Т-58МР. Он был закончен в 1970 году (к тому времени обозначение было изменено на Т-6Р). Прогресс в создании средств разведки, основанных на новейших лазерных, тепловых и радиолокационных технологиях, привел к дальнейшему накоплению изменений в составе оборудования самолета и интеграции его в единый комплекс.

Главной нагрузкой самолета Т-6Р, не несущего ударного вооружения, стал базовый комплекс разведки БКР-1. Головной организацией для его разработки был выбран НИИ "Вега".

Несмотря на большое влияние, которое оказало изучение образцов трофейной американской аппаратуры, полученной из Вьетнама и Ближнего Востока, он базировался в основном на отечественном опыте. К тому времени было закончено создание комплекса разведки для самолета МиГ-25Р, включавшего весьма совершенные аэрофотоаппараты нового поколения, станцию радиоразведки и РЛС бокового обзора. Но этот комплекс предназначался для действий на больших высотах и скоростях, что автоматически обеспечивало большой угол захвата и возможность резкого увеличения эффективности работы РЛС бокового обзора за счет высокой скорости полета. А Су-24 должен был производить съем информации с предельно малых высот и на "дозвуке" (рабочий режим). Кроме того, была поставлен задача создать принципиально новые разведывательные системы - лазерные и тепловые.

Первое поколение строчных тепловизоров для боевых самолетов в СССР было создано уже в середине шестидесятых годов. Оно было довольно многочисленным - на конкурсные испытания было представлено четыре типа систем: "Весна", "Градус", "Темп" и "Тепло". Они формировали на фотопленке тепловую карту местности, на которой могли четко дешифроваться самые разнообразные объекты. По качеству изображения эти приборы не уступали имевшимся тогда в распоряжении советских специалистов западным образцам аналогичной техники. Однако весили они в несколько раз больше, и разработчики утверждали, что пев состоянии снизить массу своих изделий.

Тогда по инициативе ЛИИ им. Громова был объявлен конкурс на создание ИК-станции с массой не более 150 кг. Победителем стал проект Всесоюзного энергетического института им. Ленина "Зима" (главный конструктор станции ИЛ Лобанев), обошедший конкурирующую систему "Осень" по ряду параметров. Эта станция с чувствительностью 0,3 градуса обеспечивала заданное качество изображения при массе 70 кг. После успешного завершения испытаний она была принята па вооружение в том числе для самолета Су-24МР.

В 1967-1968 годах в ЛИИ прошла летные испытания и первая советская лазерная система с линейным сканированием "Марс-Н". Эта работа заложила основы для проектирования установленной на Су-24 серийной станции "Шпиль".

В конце концов в состав БКР-1 вошел ряд подсистем. В результате он превратился в удачный конгломерат уже освоенного на МиГ-25РБ оборудования и принципиально новых образцов. На месте РЛС "Орион" была установлена РЛС БО М-101 "Штык", вместо станции "Кайра" смонтирован панорамный АФА АП-402П с разрешающей способностью 0,3 м и телекамера "Аист-М", способная выделять объекты размером более 0,5 м. Они установлены на качающихся креплениях и могут работать через несколько окон, что расширяет угол обзора. На месте ФКП под левым воздухозаборником установлен еще один фотоаппарат - А-100. Отснятую пленку можно сбросить в заданном месте в контейнере "Кадр", а добытую радиоинформацию передать на КМ но радиолинии "Посредник". За ними, ближе к хвосту, находится станция инфракрасной разведки "Зима".

Разведывательное оборудование самолета состоит из:

  • радиолокационной станции бокового обзора "Штык";
  • аппаратуры телевизионной разведки "Аист-М";
  • инфракрасного разведывательного оборудования "Зима";
  • системы лазерной разведки "Шпиль-2М";
  • станции общей радиотехнической разведки "Тангаж";
  • аппаратуры радиационной разведки "Эфир-1М";
  • аэрофотоаппаратов АП-402 панорамной и А-100 перспективной съемки.

Для оперативной передачи на наземный приемный пункт разведывательной информации от телевизионного, теплового и лазерного средств разведки на самолете установлен широкополосный радиоканал ШРК-1. Для временной увязки разведывательных данных в состав оборудования самолета включена система единого времени "Севан ".

Аппаратура радиолокационной разведки - РЛС бокового обзора "Штык" предназначена для получения радиолокационной карты местности, разведки объектов и выделения наземных целей, обеспечивает регистрацию изображения на фотопленку на борту самолета. Установлена в носовой части фюзеляжа.

Аппаратура телевизионной разведки "Аист-М" предназначена для ведения телевизионной разведки с малых высот полета с передачей изображения местности на наземные приемные пункты, установлена в обтекателе на нижней поверхности средней части фюзеляжа.

Аппаратура тепловой (ИК) разведки "Зима" предназначена для обнаружения, распознавания и определения деятельности боевой техники, транспортных средств, инженерных сооружений и военно-промышленных объектов противника по их тепловому излучению, а также для получения тепловой карты местности. Аппаратура обеспечивает регистрацию информации на борту самолета и передачу ее на землю; установлена в отсеке под правым воздухозаборником.

Аппаратура лазерной разведки "Шпиль-2М" предназначена для ведения разведки местности с малых высот в любое время года и суток. Обеспечивает выдачу информации для передачи ее на наземный пункт, а также фоторегистрацию на борту. Аппаратура размещается в подвесном контейнере.

Аппаратура общей радиотехнической разведки "Тангаж" предназначена для ведения радиотехнической разведки с целью определения типов и местоположения источников радиоизлучения. Устанавливается в подвесном контейнере.

Аппаратура радиационной разведки "Эфир-1М" определяет радиационное заражение местности или воздуха в зависимости от высоты полета самолета-разведчика в любых метеоусловиях и любое время суток с регистрацией информации на ленте и передачей ее на землю. Размещается в подвесном контейнере.

Фотооборудование. Кадровый аэрофотоаппарат А-100 предназначен для перспективной аэрофотосъемки с малых высот, устанавливается в отсеке под левым воздухозаборником. Панорамный фотоаппарат АП-402 служит для выполнения аэрофотосъемки широкой полосы местности, размещен на лафете под центральной частью фюзеляжа. Проявленный на борту фотоматериал вбрасывается на землю в специальной капсуле.

Основной объем разведывательного оборудования (аппаратура радиолокационной, телевизионной, тепловой и фоторазведки) размещается постоянно на борту самолета. На восьмой точке подвески под фюзеляжем устанавливается контейнер либо с лазерным, либо с радиотехническим разведывательным оборудованием. Контейнер с аппаратурой радиационной разведки подвешивается на поворотный пилон правой подвижной части крыла.

Вооружение самолета Су-24МР состоит из двух управляемых ракет класса "воздух-воздух" Р-60 (Р-60М) с тепловыми головками самонаведения. Никакие другие типы авиационных средств поражения с самолета-разведчика применяться не могут. Встроенная пушечная установка, имевшаяся на самолетах Су-24 и Су-24М, демонтирована. Упрощенной системе управления оружием оставлены функции лишь управления ракетами "воздух-воздух".



 ЛТХ:
Модификация   Су-24МР
Размах крыла, м  
  максимальный   17,63
  минимальный   10,37
Длина самолета,м   24,53
Высота самолета,м   6,19
Площадь крыла,м2  
  максимальная   55,16
  минимальная   51,02
Масса, кг  
  пустого самолета   22100
  нормальная взлетная   33325
  максимальная взлетная   39700
Топливо, кг  
  внутренние топливо   9800
  ПТБ   39700 (4 х 1250 или 2 х 3000 л)
Тип двигателя   2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-Ф-ЗА
Тяга, кН  
  нефорсированная   2 х 76.49
  форсированная   2 х 110.32
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   1430  (М=1.35)
  на высоте с контейнерами   1200
  у земли   1320
Перегоночная дальность, км  
  без дозаправки   2500
  с одной дозаправкой   4360
Боевой радиус действия, км  
  без ПТБ   420
  с двумя ПТБ   650
Практический потолок, м   11100
Макс. эксплуатационная нагрузка   6.5
Экипаж, чел   2
Вооружение:   2 УР воздух-воздух Р-60,  
  контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ
Категория: Боевая авиация России | Добавил: admin (08.02.2009)
Просмотров: 2324 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Боевая авиация России [134]
Боевая авиация других стран [259]
Гражданская авиация России [93]
Гражданская авиация других стран [277]
Транспортная авиация России [15]
Транспортная авиация других стран [13]
Боевая авиация России 2-й Мировой войны [22]
Боевая авиация других стран 2-й Мировой войны [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Регистрация доменов
домен RU - 99 руб
домен COM - 270 руб
Зарегистрируй себе домен!
имя:
зона:

2domains.ru
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат