Су-35 является
дальнейшей модернизацией многоцелевого истребителя Су-27 (обозначение
в ОКБ-Т-10М или Су-27М),, в котором воплощены новейшие достижения
в области аэродинамики, конструкционных материалов, двигателестроения
и электроники конца 1980-х годов. На самолет установили новый
комплекс БРЭО с новой РЛС большой мощности. Взлетные и посадочные
массы этого варианта Су-27, названного Су-27М (обозначение в ОКБ-Т-10М),
выросли по сравнению с Т-10С. Это привело к применению усиленных
опор шасси, в том числе двухколесной передней, аналогично Су-24.
Кроме того, увеличение массы самолета, номенклатуры вооружения
и объема оборудования потребовали усилить крыло, оснастить его
дополнительными точками подвески и установить ПГО. Для размещения
нового БРЭО, усиленной передней опоры, ПГО и системы дозаправки
топливом в полете разработали новую головную часть фюзеляжа с
увеличенным радиопрозрачным обтекателем антенны РЛС и боковыми
люками доступа к аппаратуре (аналогично Т-10-1). Новая "голова"
самолета, для сохранения устойчивости и управляемости в путевом
канале, повлекла увеличение вертикального оперения и площади рулей
направления. Для монтажа части нового оборудования увеличили длину
и диаметр хвостового обтекателя, а контейнер тормозного парашюта
перенесли на верхнюю поверхность хвостовой части фюзеляжа перед
топливным баком.
Су-35 представляет
собой одноместный истребитель, имеет интегральную аэродинамическую
компоновку и выполнен по схеме "Триплан" с поворотным ПГО, установленным
на наплыве крыла и значительно расширяющим маневренные возможности
самолета благодаря уменьшению его балансировочного сопротивления.
Это единственный в мире серийный статически неустойчивый истребитель
такой схемы. Конструкция выполнена с использованием алюминиево-литиевых
сплавов, широко применены конструкционные материалы. Самолет оснащен
новой системой управления вооружением, включающей ЭВМ управления
оружием для атак наземных целей, многофункциональную РЛС и оптоэлектронную
систему. Многорежимная помехозащищенная РЛС имеет режим картографирования
земной поверхности и атаки наземных целей, позволяет обнаруживать
воздушные цели на дальности до 400 км, а наземные на удалении
до 200 км, одновременно сопровождать не менее 15 воздушных целей
и не менее шести одновременно атаковать ракетами. Су-35 способен
наносить дальние высокоточные и мощные удары по тылам противника,
поражать на большом удалении надводные корабли, вести борьбу с
самолетами ДРЛО и РЭБ, а также с воздушными командными пунктами.
Наземные или морские цели могут быть атакованы без захода в зону
объектовой ПВО.
БРЭО самолета
включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта,
и обеспечивает упреждающее поражение воздушных целей на дистанциях,
гарантирующих от возможности ответного удара противника, автоматическое
целеуказание при действиях как по воздушным, так и по наземным
целям. Автоматизировано управление полетом на всех режимах (в
том числе и на режиме огибания рельефа местности), а также применение
оружия. Истребитель оснащен системой управления вооружением с
когерентной импульсно-доплеровской помехоустойчивой РЛС переднего
обзора (сектор обзора 240'), способной обнаруживать цели класса
бомбардировщик на удалении до 400 км, сопровождать на проходе
более 15 целей, одновременно наводить УР класса воздух — воздух
на шесть целей, обеспечивать полет в автоматическом режиме огибания
рельефа местности, а также бомбометание по визуально невидимой
цели (в перспективе РЛС с ФАР), РЛС заднего обзора, способной
наводить УР класса воздух — воздух (реализован принцип "обратного
старта"); оптико-электронной прицельной системой, включающей телевизионный
канал, теплопеленгатор и лазерный дальномер; усовершенствованной
нашлемной системой индикации и целеуказания; системой единой индикации
с четырьмя цветными экранными индикаторами на жидких кристаллах
системой опознавания; аппаратурой приборного наведения по помехозащищенрой
линии "Бирюза". Управление самолетом при помощи боковых тензометрических
РУС и РУД. Система управления оружием производит пуск УР в автоматическом
режиме с заданными интервалами. Комплексная система РЭБ включает
ИК датчик предупреждения об атакующих ракетах противника, а также
активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационном
диапазонах. Применена электродистанционная цифровая система управления
с четырехкратным резервированием по продольному каналу управления
и трехкратным — по поперечному. Катапультное кресло имеет угол
наклона спинки 30'.
28 июня 1988
г. летчик-испытатель О.Г.Цой начал летные испытания первого опытного
экземпляра Т-10М -1. Как и многие другие опытные машины, он был
построен с использованием планера серийного Су-27. В 1995 г. Т-10М-1
передали в музей ВВС в подмосковном Монино. Серийное производство
Су-27М было развернуто в Комсомольске-на-Амуре. Первый показ самолета
потенциальным заказчикам и широкой публике состоялся в 1992 г.
на выставке в Фарнборо, накануне которой ему присвоили наименование
Су-35.
Лётно-тактические данные |
Экипаж,
чел |
1 |
Размах
крыла, м |
14.7 |
Длина,
м |
22.18 |
Высота,
м |
6.35 |
Площадь
крыла, кв.м |
62 |
Масса
пустого самолёта, кг |
18400 |
Масса
нормальная взлётная, кг |
25700 |
Масса
максимальная взлётная, кг |
34000 |
Макс.
скорость у земли, км/ч |
1400 |
Макс.
скорость на высоте, км/ч |
2440 |
Практическая
дальность с одной дозаправкой в воздухе, км |
6500 |
Практическая
дальность без ПТБ, км |
4000 |
Практический
потолок, м |
18000 |
Макс.
эксплуатационная перегрузка |
10 |
Боевая
нагрузка, кг |
8000 |