ОКБ
постоянно работало над расширением ударных возможностей самолета
Ту-22М, в том числе и по оснащению комплекса новыми типами ракет.
Новая модификация Ту-22М получила официальное обозначение Ту-22М3 ("45-03").
Помимо применения НК-25, ОКБ провело следующие конструктивные мероприятия, значительно изменившие самолет:
Заменили воздухозаборники с вертикальным клином на совковые воздухозаборники с горизонтальным клином.
Увеличили максимальный угол отклонения поворотной части крыла до 65 градусов.
Ввели новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки.
Заменили спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенными аэродинамическими обводами.
Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили обтекатели и т.д.
Провели
мероприятия по снижению массы пустого самолета: облегчили основные
стойки шасси (перешли на другой тип копес, отказались от раздвижной
системы средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и
укороченный руль направления, конструкцию средней части крыла сделали
неразъемной, перешли на титан в конструкции противопожарных перегородок
и хвостовых стекателей, изменили тип теплоизоляции и герметиков,
нипель-ные стыки труб заменили на паяные, заменили гидронасосы и
внедрили генераторы стабильной частоты в системе электроснабжения
переменным током, перешли на бесконтактные генераторы в системе
постоянного тока, сняв с борта тяжелые громоздкие электромашинные
преобразователи, перешли на более теплостойкие электропровода,
облегчили агрегаты СКВ, элементы, изготовлявшиеся штамповкой и литьем,
стали делать с минусовыми допусками. Все мероприятия по уменьшению
массы, даже с учетом увеличившейся массы новых двигателей, должны были
обеспечить общее снижение массы пустого самолета на 2300-2700 кг.
Провели
изменения в элементах навигационного комплекса. Рассматривали вопросы
по расширению вариантов ударного вооружения и модернизации БРЭО и РЭП.
Был поднят вопрос о внедрении на Ту-22М нового ПрНК, бортовой РЛС типа
"Обзор", комплекса РЭП вместо разрозненных агрегатов аппаратуры РЭП,
новых типов ракет, в том числе и аэробаллистических, и крейсирующих
дозвуковых.
В
результате всех проведенных улучшений в конструкции самолета его летные
характеристики наконец должны были достичь значений, соответствующих
требованиям постановления 1967 года.
Новый
проект модернизации вызвал большой интерес со стороны заказчика -
появилась реальная возможность значительно улучшить летно-тактические
характеристики самолета и расширить возможности и эффективность всего
авиационного ударного комплекса.
Учитывая
предполагаемый качественный скачок в развитии Ту-22М, заказчик на
начальном этапе существования Ту-22М3 дал новому ссмолету новое
обозначение Ту-32.
В
дальнейшем из-за затяжка в развитии многих перспективных
модернизационных направлений по комплексу оставили привычное
обозначение Ту-22М3.
Слаженная
работа ОКБ и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести
глубокую модернизацию самолета и подготовить к летным испытаниям первый
опытный Ту-22М3, который совершил первый пслет 20 июня 1977 года
(командир корабля летчик-испытатель А.Д.Бессонов). После выполнения
программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в
серийное производство. До 1983 года Ту-22М3 строится параллельно с
Ту-22М2, а начиная с 1984 года в серии шел только Ту-22М3. Всего на
КАПО построили несколько сот самолетов типа Ту-22М. Серийное
производство самолета было прекращено в 1993 году.
Испытания
первых Ту-22М3 показали, что по своим летно-тактическим характеристикам
самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2. Практически
по летным характеристикам удалось выйти на требования 1967 года, при
значительном повышении боевых возможностей самолета и всего комплекса.
Совместные государственные испытания Ту-22М3 завершились в 1981 году, и
самолет был рекомендован к принятию на вооружение.
С
1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в
варианте с расширенными боевыми возможностями и в том числе в варианте
оснащения аэробаллистическими ракетами. Новые системы вооружения
потребовали дополнительного времени на их доводку и испытания, поэтому
в окончательном виде Ту-22М3 официально принимается на вооружение
только в марте 1989 года.
Перспективы
развития комплекса Ту-22М3 связаны с модернизацией бортового
оборудования, довооружением перспективными высокоточными системами
вооружения и обеспечением необходимых ресурсов и сроков службы планера
самолета-носителя, его систем и оборудования.
Основными целями модернизации являются:
расширение боевых возможностей комплекса;
повышение
оборонительных возможностей самолета при выполнении боевого задания,
точности навигации, надежности и помехозащищенности связи;
обеспечение
эффективности применения ракетного оружия нового поколения,
бомбардировочного вооружения, как управляемого, так и неуправляемого.
В
плане модернизации БРЭО на Ту-22М3 необходимо установить новую
многофункциональную БРЛС с расширенными возможностями и повышенной
помехозащищенностью. В агрегатах и аппаратуре БРЭО требуется переход на
новую современную элементную базу, что позволит обеспечить снижение
габаритов и массы БРЭО, а также должно снизить энергопотребление
аппаратуры.
Предлагаемые
мероприятия по модернизации БРЭО в совокупности с проводимыми работами
по продлению ресурсных показателей обеспечат возможность эффективной
эксплуатации данного авиационного комплекса до 2025 - 2030 годов.
Все
эти мероприятия ОКБ постоянно проводит, улучшая и развивая базовую
конструкцию комплекса Ту-22М3, спроектировав с момента создания этого
комплекса несколько вариантов его развития.
Как
отмечалось ранее, помимо основных вариантов дальнего
ракетоносца-бомбардировщика, вооруженного бомбами и ракетами Х-22Н, был
подготовлен вариант, вооруженный противорадиолокационными ракетами на
базе ракет X-22H и аэробаллистическими ракетами.
К
началу 80-х годов ОКБ подготовило и передало в производство несколько
модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых составом вооружения и
оборудования.
Введение
в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и целеуказания
позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами, а затем
и аэробаллистическими ракетами различных типов. Сначала эти работы шли
применительно к Ту-22М2, о затем и к Ту-22М3. В 80-е годы эти работы
увенчались успехом - серийные Ту-22М3 получил и вариант ракетного
вооружения с аэробаллистическими ракетами на внутрифюзеляжной МКУ и но
крыльевых катапультных установках.
Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД в 70-е годы была предпринята попытка создания постановщика на базе Ту-22М.
В
ходе этих робот переоборудовали в постановщик серийный Ту-22М2.
Самолет, получивший обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в серию
и на вооружение не передавался из-за недоведенности комплекса РЭП. В
дальнейшем от идеи специализированного самолета групповой РЭП
отказались и сделали ставку на оснащение серийных Ту-22М3 новыми
эффективными комплексами РЭП индивидуальной и групповой защиты, которые
начали устанавливать на Ту-22М3 со второй половины 80-х годов
Как
отмечалось выше, на Ту-22М3 предполагалось устанавливать двигатели
HK-32, тем самым улучшить его характеристики и унифицировать его
силовую установку с другим самолетом ОКБ - стратегическим Ту-160.
Для
испытаний новой силовой установки переоборудовали один из серийных
Ту-22М3, но до установки новых двигателей дело не дошло, в дальнейшем
эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний
новых образцов оборудования и вооружения.
В
1992 году ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных
Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для
проведения широкого круга натурных летных аэродинамических исследований.
Помимо
перечисленных построенных вариантов Ту-22М в ОКБ прорабатывались
несколько проектов модификаций и модернизаций самолета, работы по
которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для
авиации ВМФ подготовило техническое предложение по кардинальной
модернизации Ту-22М. Проект получил обозначение "45М".
Согласно
проекту, "45М" должен был оснащаться двумя двигателями НК-25 или HK-32
и иметь оригинальную аэродинамическую компоновку, в определенной
степени напоминающую компоновку американского разведчика SR-71,
сочетаемую с крылом изменяемой стреловидности.
Ударное вооружение предполагалось из двух ракет типа Х-45.
Однако
этот проект не был принят к дальнейшей реализации из-за сложностей с
кардинальной перестройкой серийного выпуска и с соответствующей потерей
темпа выпуска и перевооружения ВВС новыми самолетами, что в тот период
СССР себе позволить не мог.
Существовали
проекты создания на базе различных модификаций Ту-22М дальнего
перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с ударными
самолетами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с
самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов, а также выполнять
ударные функции
Помимо
перечисленных существовали и существуют несколько других проектов
развития Ту-22М на основе применения модернизированных двигателей,
новых систем оборудования и вооружения, например - проекты Ту-22М4 и
Ту-22М5. Работы по комплексу Ту-22М4 начались в середине 80-х годов (до
1987 года эта тема как глубокая модернизация Ту-22М продолжала носить
обозначение Ту-32)
Проект
представлял модификацию серийного Ту-22М3 с целью дальнейшего повышения
боевой эффективности комплекса зо счет оснащения самолета новым
оборудованием и вооружением
Прежде
всего внедрялся новый прицельно-навигационный комплекс, в который
входила современная навигационная система, созданная на основе новейшей
элементной базы; внедрялась новая бортовая РЛС типа "Обзор",
модернизированный комплекс РЭП, новая прицельная оптическая система;
отдельные агрегаты аппаратуры внешней и внутренней связи заменялись
единым комплексом, вводилась система наддува топливных баков с
использованием жидкого азота и т.д.
Новый
состав оборудования обеспечивал применение в составе комплекса
ракетного вооружения как штатных ракет, так и систем высокоточных
бомбардировочных и ракетных средств поражения. По программе создания
Ту-22М4 к началу 90-х годов был построен опытный самолет, но в 1991
году по финансовым соображениям работы по теме были практически
свернуты в пользу более дешевой программы "малой модернизации" серийных
Ту-22M3 под модернизированные пилотажно-навигационный комплекс и
систему управления ракетным оружием
Опытный самолет Ту-22М4 использовался для проведения работ по дальнейшей модернизации комплекса.
В
1994 году в ОКБ в инициативном порядке был разработан проект дальнейшей
модернизации серийного Ту-22М3 и развития темы Ту-22М4. Повышение
боевой эффективности комплекса предполагалось за счет увеличения
номенклатуры и обновления состава систем вооружения с упором на
высокоточное оружие, дальнейшей модернизации БРЭО; снижения сигнатур
заметности самолето-носителя, улучшения аэродинамического качества
самолета (модификация обводов крыла, улучшение местной аэродинамики и
качества внешних поверхностей).
В
планируемый состав комплекса ракетного вооружения предполагалось
включить перспективные высокоточные противокорабельные ракеты
тактического назначения и ракеты класса "воздух-воздух" ( для
самообороны и выполнения комплексом функций самолета сопровождения и
"рейдера"), в систему бомбардировочного вооружения вводились
современные свободно-падающие и управляемые (корректируемые) авиабомбы.
В
состав модернизируемого БРЭО предполагалось ввести: новейший
прицельно-навигационный комплекс, модернизируемую систему управления
оружия, бортовую РЛС "Обзор" или перспективную новую РЛС,
модернизированный комплекс связи, модернизированный комплекс РЭП или
новый перспективный комплекс.
По
планеру самолета доработке подвергались: носовая часть самолета; носки
средней части крыла и поворотной части крыла, обтекатели над узлами
поворота крыла; кормовая закилевая часть фюзеляжа, руль направления.
Специально
для поставок за рубеж в ОКБ разработан экспортный вариант Ту-22М3 -
самолет Ту-22М3Э, имеющий некоторые отличая в составе вооружения и
оборудования, учитывающие последние улучшения серийного Ту-22М3 по
составу БРЭО, требования потенциальных инозаказчиков, а также
международных обязательств СССР и Российской Федерации. В качестве
потенциальных покупателей самолета могут рассматриваться такие страны,
как Индия, Китай, Ливия и др
Помимо
этих работ по развитию Ту-22М, в ОКБ в рамках конверсионных программ во
второй половине 90-х годов рассматривался проект СПС административного
класса Ту-344 на 10-12 пассажиров, создание которого предполагалось на
базе самолетов Ту-22М2 или Ту-22М3.
В ОКБ рассматривается возможность создания на базе самолета-носителя Ту-22М3 перспективной авиационно-космической системы (АКС).
Следует
отметить, что в области авиационно-космических систем в ОКБ как
наиболее целесообразные и имеющие перспективу реализации и дальнейшего
развития рассматриваются два направления.
Первое
направление - создание коммерческих систем на базе существующих
самолетов-носителей Ту-160 и Ту-22М3 для оперативного вывода на
околоземную орбиту относительно небольших полезных нагрузок.
Второе
направление - разработка и летные испытания экспериментальных
комплексов для отработки элементов будущих гиперзвуковых летательных
аппаратов, в том числе АКС и ВКС, в первую очередь гиперзвуковых
прямоточных ВРД.
Использование
в качестве самолета-носителя Ту-160 позволяет обеспечить выведение на
низкую околоземную орбиту полезного груза массой до 1100 - 1300 кг. Эта
тема достаточно глубоко проработана в ОКБ в рамках проекта АКС
"Бурлак".В отличие от него авиоционно-космический комплекс на базе
самолета-носителя Ту-22М3 может обеспечить выведение на орбиту
полезного груза массой 250-300 кг Этот проект ОКБ, по мнению его
разработчиков, имеет больше перспектив для практической реализации, чем
АКС на базе Ту-160, из-за большего количества потенциальных
самолетов-носителей и большей возможной сети аэродромов базирования
За
последнее время во всем мире проявилась явная тенденция перехода от
тяжелых и дорогостоящих многофункциональных космических аппаратов к
использованию малых КА, создаваемых на базе последних достижений
микроминиатюризации аппаратуры бортового оборудования полезных нагрузок
и сервисных систем КА Благодаря этой тенденции стоимость космической
техники, выводимой на орбиту снижается на 20-30% в год, а сроки
создания новых КА снижаются с 8 - 10 лет до 2- 3 лет, затраты на их
создание быстро окупаются В классе малых КА ежегодно запускается до 20
аппаратов массой до 250 кг. В данном классе создаются КА следующих
назначений: КА систем мобильной связи (массой 40-250 кг); КА
дистанционного зондирования Земли (массой 40-250 кг), технологические и
университетские КА (массой 10-150 кг).
В
настоящее время основным средством запуска малых КА продолжают
оставаться одноразовые ракеты-носители наземного старта Переход на АКС,
и в частности на АКС на базе Ту-22М3, позволит значительно снизить
стоимостные показатели выведения полезных нагрузок и даст ряд
оперативно-тактических преимуществ по сравнению с запусками с помощью
ракетных носителей наземного старта. По оценкам ОКБ,
авиационно-космический комплекс на базе Ту-22М3 может быть создан и
доведен до стадии коммерческого использования за 3 - 4 года
По
второму направлению (создание ВКС и работы по гиперзвуковым ЛА) но
основе самолета-носителя Ту-22М3 может быть создан
летно-экспериментальный комплекс для отработки ускорителя гиперзвуковой
летающей лаборатории "Радуга-Д2" разработки ГосМКБ "Радуга", который
может обеспечивать выведение на нужную траекторию экспериментального
аппарата с ГПВРД, работающего на обычном углеводородном или криогенном
топливе
Модифицированный
вариант серийного Ту-22М3 в экспортном исполнении Ту-22М3Э, учитывающий
специфические требования заказчика, предлагается инозаказчикам с
несколько другим набором ударного вооружения. Комплекс, помимо
использования экспортного варианта Х-22МЭ, имеет расширенные
возможности по использованию различных типов ракет, в том числе и
ракет, принятых на вооружении в этих странах, например, ракет "Брамос",
разработанных совместно индийскими и российскими предприятиями.
Первыми
из строевых частей в Дальней авиации Ту-22М получил 185-й Гвардейский
ТБАП в Полтаве. Личный состав полка переучивался на Ту-22М2 с Ту-16.
Полк достаточно быстро освоил новые машины и комплекс. В том же 1974
году Ту-22М2 начали поступать в строевые части авиации ВМФ. В течение
70-х и 80-х годов еще несколько полков ДА и авиации ВМФ перешли на
Ту-22М2 и Ту-22М3. После распада СССР Ту-22М остались только в составе
ВВС России и Украины (последний Ту-22М3 был разделан на Украине в
прошлом году). Самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3 участвовали в боевых
действиях в ходе Афганской войны, ограниченно Ту-22М3 приняли участие в
антитеррористических операциях в Чеченски республике.
В
настоящее время в составе Дальней Авиации и в авиации ВМФ продолжается
эксплуатация значительного количества Ту-22М3, все остававшиеся в строю
Ту-22М2 в начале 90-х годов были выведены из состава ВВС и
утилизированы, как избыточные для измененной структуры российских ВВС.
Многолетняя
успешная эксплуатация комплекса Ту-22М3, его высокий модернизационный
потенциал, а также достигнутые в ходе его многолетнего развития летные
и тактические характеристики позволяют говорить о нем как об уникальном
средстве борьбы на сухопутных и морских театрах военных действий, в том
числе и как об эффективном средстве борьбы с авианосными ударными
группами, а также как о средстве доставки современных авиационных
средств поражения для уничтожения широкого диапазона целей в
оперативно-тактической глубине боевых порядков как в случае локальных
конфликтов, так и в случае глобального конфликта с использованием
средств массового поражения, в условиях применения современных средств
ПВО.
Все
это стало возможным не только благодаря многим конструктивным
особенностям, заложенным в базовую конструкцию и развитым в ходе
развития комплекса, но и полученным высоким эксплуатационным
характеристикам как по самолету, так и по всему комплексу в целом.
Например, в эксплуатации Ту-22М3 можно использовать более чем с десятью
вариантами вооружения. Причем переход от одного варианта вооружения
(ракетное, бомбардировочное или смешанное) к другому обеспечивается в
эксплуатации в кратчайшие сроки.
Проведение
летно-тактических учений с использованием Ту-22М3 в различных регионах
страны показали, что самолет может эксплуатироваться с оперативных
аэродромов с минимальными затратами на подготовку оборудования и
вооружения. Наглядно это подтвердилось в ходе участия Ту-22М3 в боевых
действиях в Афганистане и на Северном Кавказе
Успешному использованию комплекса Ту-22М3 способствовала отработанная система эксплуатации, которая включала в себя:
тыловое
обеспечение, основной задачей которого являлась поставка технических
средств, средств наземного обслуживания, горюче-смазочных материалов,
запасных частей, расходных материалов и боеприпасов для проведения всех
видов работ на самолете и его боевого применения;
радиотехническое обеспечение, позволявшее проводить полеты самолетов как в районе аэродрома, так и на больших удалениях от него;
другие виды материального и технического обеспечения, позволяющие эффективно использовать комплекс Ту-22М3.
Самолет
(соединение самолетов) в кратчайшие сроки может быть подготовлен для
проведения перебазирования на оперативный аэродром, находящийся на
удалениях от аэродрома основного базирования в 5000-7000 км. Средства
поражения для проведения первого боевого вылета обычно транспортируются
на борту самопета. Наличие ВСУ позволяет проводить подготовку к боевым
действиям сразу же после посадки на оперативный аэродром. Отработанная
система эксплуатации комплекса позволяет проводить подготовку самолета
на базовом аэродроме с применением стационарных средств наземного
обслуживания, а на оперативных аэродромах с помощью имеющихся в наличии
мобильных средств обслуживания и технических аптечек, используемых ИТС
при перебазировании.
Все
это позволяет эффективно использовать комплекс на любом театре военных
действий, в различных широтах и климатических поясах как на базовых,
так и на оперативных аэродромах.
Учитывая
большой остаточный ресурс имеющихся самолетов Ту-22М3 и то, что в
составе ВВС России имеется достаточно большое количество самолетов
Ту-22М3, ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации парка
Ту-22М3. Как отмечалось выше, самолет должен получить высокоточное
вооружение, обновленный состав БРЭО. В ОКБ также ведутся постоянные
работы по увеличению ресурсных показателей комплекса и его составляющих
частей. Модернизационные программы по Ту-22М3 должны значительно
увеличить ударный потенциал самолета и комплекса, обеспечив его
эффективную эксплуатацию еще как минимум в течение 20-25 лет. Таким
образом Ту-22М3 с модернизированным бортовым оборудованием,
дооснащенный высокоточным вооружением, еще долгие годы будет составлять
значительную часть боевого состава ударных сил российской Дальней
авиации и авиации ВМФ.
Краткое техническое описание самолета Ту-22М3.
По
своей компоновочно-конструктивной схеме Ту-22М3 представляет
двухдвигательный цельнометаллический низкоплан с двумя ТРДДФ,
установленными в задней части фюзеляжа, с крылом изменяемой в полете
стреловидности и стреловидным хвостовым oперением, с трехопорным шасси
с передней опорой В конструкции планера и его агрегатов используются в
основ ном алюминиевые и титановые сплавы, высокопрочные и жаропрочные
стали, неметаллические конструкционные материалы.
Крыло
состоит из неподвижного центроплана - средней части крыла (СЧК) и двух
поворотных частей (ПЧК) - консолей, имеющих следующие фиксированные
положения по углу стреловидности 20, 30 и 65 градусов. Угол поперечного
"V" крыла - 0 градусов. Поворотная консоль имеет геометрическую крутку,
угол крутки - 4 градуса. Стреловидность СЧК по передней кромке - 56
градусов. Центроплан двухлонжеронный с задней стенкой и несущими
панелями обшивки. Поворотные консоли крепятся к центроплану с помощью
шарнирных узлов поворота. Механизация крыла состоит из трехсекционных
предкрылков и двухщелееых закрылков на консолях и поворотного закрылка
на центроплане. Предусмотрено блокировка выпуска закрылков и
предкрылков при углах стреловидности более 20 градусов. Консоли
оснащены трехсекционными интерцепторами для управления по крену
(элероны на самолете отсутствуют) Поворот консолей крыла осуществляется
с помощью электрогидровлической системы гидроприводами с
шариковинтовыми преобразователями, связанными между собой
синхронизирующим валом.
Фюзеляж
полумонококовой конструкции, усилен мощными продольными балками
(бимсами) в районе грузоотсека В носовой части фюзеляжа размещены РЛС,
кабина экипажа, рассчитанная на четырех человек (командир корабля,
помощник командира корабля, штурман-навигатор и штурман-оператор),
отсеки оборудования, ниша передней стойки шасси. Рабочие места экипажа
оснащены катапультируемыми креслами КТ-1М. В средней части фюзеляжа
размещаются топливные боки, ниши основных стоек шасси, грузоотсек,
каналы воздухозаборников. В задней части фюзеляжа -двигатели и отсек
тормозного парашюта
Вертикальное
оперение состоит из форкиля и технологически отъемного киля и руля
направления Стреловидность киля 57 градусов Горизонтальное оперение
состоит из двух цельно-поворотных консолей со стреловидностью 59
градусов Управление консолями гидравлическое с помощью рулевых приводов.
Шасси
трехопорное, носовая опора - двухколесная, убирается назад по полету.
Основные опоры трехосные шестиколесные, убираются в крыло и частично в
фюзеляж. Колеса основных опор оснащены гидравлическими дисковыми
тормозами и устройствами антиюзовой автоматики Колеса основных опор
имеют размер 1030x350, передней - 1000x280
Силовая
установка включает в себя два двухконтурных турбовентиляторных
двигателя с форсажными камерами НК-25; регулируемые многорежимные
воздухозаборники с горизонтальным управляемым клином и створками
подпитки и перепуска; бортовую вспомогательную установку; топливную и
масляную системы; системы управления и контроля агрегатов силовой
установки. ТРДДФ имеет максимальную форсажную взлетную тягу 25000 кгс и
максимальную взлетную бесфорсажную -14500 кгс. Вспомогательная силовая
установка ТА-6А обеспечивает запуск двигателей на земле, питание
бортовой сети переменного и постоянного тока на земле и в отказных
случаях в полете, питание самолетных систем воздухом на земле и в
некоторых оговоренных случаях в полете. Топливо размещается в
фюзеляжных и крыльевых (центроплан и консоли) протектированных
топливных боках, оснащенных системой заполнения нейтральным газом, а
также баком в форкиле. Воздухозаборники совкового типа с горизонтальным
клином оборудованы створками подпитки и перепуска, а также
автоматической системой управления воздухозаборников.
Цифровой
пилотажно-навигационный комплекс самолета с инерциальными
навигационными системами обеспечивает: автоматическое решение
навигационных задач; ручной, автоматический и полуавтоматический
маршрутный полет в горизонтальной плоскости с обеспечением
предпосадочного маневра и захода на посадку; выдачу необходимой
информации для автоматического выхода самолета в заданный район в
заданное время; выдачу необходимой информации экипажу самолета, а также
в системы комплекса
Самолет
оборудован бортовыми средствами дальней и ближней радионавигации (РСДН
и РСБН), автоматическим радиокомпасом, прицельно-навигационной РЛС типа
ПНА, сопрягаемой с системой управления ракет типа Х-22Н. Самолет
оснащен системой слепой посадки, радиовысотомерами больших и малых
высот. Связь с землей и самолетами осуществляется с помощью УКВ и
KB приемопередающих радиостанций. Внутрисамолетная связь между членами
экипажа осуществляется с помощью самолетного переговорного устройства.
Ракетное вооружение самолета Ту-22М3
состоит из одной (под фюзеляжем в
полуутопленном положении), двух (под
крылом) или трех (перегрузочный вариант)
УР Х-22Н (или МА), предназначенных для поражения
крупных морских и радиолокационно-контрастных
наземных целей на дальностях 140-500 км.
Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м,
максимальная скорость соответствует М=3.
Вооружение бомбардировщика
дополнено гиперзвуковыми (М=5)
аэробаллистическими ракетами малой
дальности Х-15, предназначенными для
уничтожения стационарных наземных
целей или РЛС противника. Шесть ракет
могут размещаются в фюзеляже на
многопозиционной барабанной ПУ, еще
четыре ракеты подвешиваются на внешних
узлах под крылом и фюзеляжем.
Ракеты
типа Х-22Н размещаются: фюзеляжная в полуутопленном положении в
фюзеляжном грузоотсеке на выдвижном балочном держателе БД-45Ф,
крыльевые ~ на пилонах, на балочных держателях БД-45К.
Аэробаллистические ракеты - но МКУ и катапультных крыльевых установках.
Бомбовое вооружение,
состоящее из обычных и ядерных
свободнопадающих бомб общей массой до
24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000
кг) и на четырех узлах внешней подвески
на девятизамковых балочных держателях
МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой
нагрузки - 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В
перспективе возможно вооружение
самолета Ту-22М3 высокоточными
корректируемыми бомбами, а также новыми
КР для поражения наземных и морских
целей.
Прицеливание при бомбометании производится с помощью РЛС и оптического бомбардировочного прицела с телевизионной приставкой.
Оборонительное
вооружение самолета состоит из системы пушечного вооружения с пушкой
типа ГШ-23 (с укороченным блоком стволов, установленных вертикально и
имеющей увеличенную до 4000 выстр/мин скорострельность) с телеприцелом
и вычислительным блоком ВБ-157А-5, сопряженным со стрелковым
радиолокационным прицелом. Самолет оснащен развитым комплексом РЭП и
автоматом пассивных помех.