Самолет Су-15
явился дальнейшим развитием сверхзвуковых перехватчиков ОКБ им.
П.0 Сухого Су-9 и Су-11. Принят на вооружение авиации войск ПВО
в марте 1965 г., а первый полет серийного самолета состоялся в
1966 г. Су-15 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с
низкорасположенным треугольным крылом и стреловидным оперением.
Планер изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов. Фюзеляж
— типа монокок. По бокам размещены регулируемые воздухозаборники.
В хвостовой части расположено четыре воздушных тормоза. Под килем
находится контейнер с тормозным парашютом. Кабина — одноместная
(на Су-15УИ и Су-15УМ — двухместная), герметизированная, с системой
кондиционирования воздуха. Катапультное кресло КС-4 позволяет
покидать самолет во всем диапазоне высот от 0 м при минимальной
скорости 120 км/ч. Крыло самолета Су-15 (начиная с 11-й серии)
и Су-15ТМ имеет переменную стреловидность по 1/4 хорд (55 град
в корневой части и 45 град на концах).Приблизительно половину
размаха крыла занимают элероны, другую половину — закрылки простого
типа с системой сдува пограничного слоя. Автоматизированная система
управления АСУ-58 позволяет выполнять боевое задание вплоть до
пуска ракет фактически без участия летчика. Радиолокационные системы
"Орел-Д", "Орел-ДМ" или "Орел-ДПА" с параболической антенной,
а на Су-15ТМ установлена более мощная РЛС "Тайфун-М".
Самолет Су-15
оснащен радиостанцией Р-802; навигационным оборудованием, включающим
радиокомпас АРК-10 и маркерный радиоприемник МРП-56; системой
опознавания (СОД-57, СР30-2М). БРЭО дополнено системой ближней
навигации РСБН-5С, станцией предупреждения об облучении РЛС-СПО-10
и системой автоматического управления САУ-58. Имеется система
автоматической регистрации параметров полета САРПП и радиовысотомер.
Автоматизированная система управления, АСУ-58, установленная на
самолетах Су-15ТМ, позволяет выполнять боевое задание (вплоть
до пуска ракет) в ручном, директорном или автоматическом режиме
по командам наземной системы, наведения "Воздух-1" или "Воздух-1М"
с линией передачи данных "Лазурь".
Катапультное
кресло КС-4 обеспечивает покидание самолета во всем диапазоне
высот от 0 м при минимальной скорости 120 км/ч. Самолет, его вооружение
и наземные средства управления образовали единый комплекс Су-15-98,
который позволяет перехватывать цели, летящие со скоростью до
2000 км/ч в передней полусфере и 1600 км/ч в задней полусфере
в диапазоне высот 1000—23000 м. Всего выпущено 1400 истребителей-перехватчиков
Су-15 различных модификаций, составивших в 1960—1980-е годы основу
истребительной авиации войск ПВО страны. Лётно-тактические данные |
Экипаж,
чел |
1 |
Размах
крыла, м |
8.61 |
Длина,
м |
21.44 |
Высота,
м |
5 |
Площадь
крыла, кв.м |
36.6 |
Масса
пустого самолёта, кг |
10220 |
Масса
нормальная взлётная, кг |
16520 |
Масса
максимальная взлётная, кг |
17350 |
Макс.
скорость у земли, км/ч |
1200 |
Макс.
скорость на высоте, км/ч |
2230 |
Посадочная
скорость, км/ч |
350 |
Практическая
дальность, км |
1550 |
Практический
потолок, м |
18500 |
Макс.
эксплуатационная перегрузка |
6.5 |
|