К концу 70-х
годов появилась необходимость в транспортировке с заводов на космодром
Байконур агрегатов нового ракетно-космического комплекса. Габариты
и вес их, а также расстояния были столь велики, что ни один из
видов транспорта задачу решить не мог. Так, диаметр центрального
бака ракеты-носителя составлял 8 м, а длина — 40 м. В 1978 году
было принято предложение В.Мясищева, Генерального конструктора
вновь созданного в 1967 году ОКБ, о перевозке этих грузов на фюзеляже
самолета 3М. После смерти Владимира Михайловича (14 октября 1978
года) работа была продолжена под руководством В.Федотова.
К этому времени
3М уже сняли с производства. Для ускорения темпов разработки,
постройки и испытаний самолета-носителя отобрали три заправщика
и направили на ресурсные испытания в СибНИА. По их результатам
выявили критические места и произвели их усиление или замену:
изготовили новые панели крыла и фюзеляжа, обновили каркас. ХЧФ
удлинили на 7 м и перекомпоновали, спроектировали новое оперение
— двухкилевое, усовершенствовали также ряд узлов и систем, установили
более мощные двигатели ВД-7М с тягой 11000 кгс.Из трех построенных
самолетов, названных 3М-Т, один передали для статиспытаний в ЦАГИ.
Из двух летных экземпляров один оборудовали штангой дозаправки
топливом в воздухе.
В 1980 году
состоялся первый полет транспортного самолета 3М-Т, а 6 января
1982 года тот же экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Кучеренко
совершил на нем полет с грузом на фюзеляже. Грузоподъемность достигла
40000 кг. В дальнейшем носитель переименовали в ВМ-Т Атлант. На
обоих «Атлантах» совершено более 150 полетов по доставке на Байконур
всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия»
и «Буран», в том числе самолет использовался как носитель для
аналога космического корабла «Буран» (БТС-01). БТС-01 располагался
на внешней подвеске над фюзеляжем самолета-носителя и должен был
отделяться от него в полете с последующей самостоятельной посадкой.
Во время испытательных тестов экипаж аналога БТС-01 состоял из
летчиков-космонавтов Евгения Хрунова и Георгия Шонина, самолет-носитель
пилотировали Юрий Когулов и Петр Киев. В последние годы ВМ-Т регулярно
демонстрировался в полете с грузом на авиационных праздниках,
а в августе 1992 года выставлялся на «Мосаэрошоу-92». Лётно-тактические данные |
Экипаж,
чел |
8 |
Размах
крыла, м |
53.14 |
Длина,
м |
58.7 |
Высота,
м |
14 |
Площадь
крыла, кв.м |
320 |
Масса
пустого самолёта, кг |
74500 |
Масса
максимальная взлётная |
210000 |
Тяга
нефорсажная, кгс |
44000 |
Максимальная
скорость, км/ч |
925 |
Практическая
дальность, км |
13600 |
Дальность
действия, км |
9400 |
Практический
потолок, м |
12000 |
Полезная
нагрузка, кг |
40000 |
|