МиГ-31 является
дальнейшей модернизацией истребителя перехватчика МиГ-25. Предназначен
для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное
патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических
целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами
и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при
любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.
Самолет двухместный,
выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным
высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и
двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей
стали, 150 — титана, 33% — из алюминиевых сплавов и 1 % — другие
конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на
авиазаводе в г. Горьком.
Основные
отличия МиГ-31 от самолета-перехватчика МиГ-25П связаны с изменением
конструкции крыла, увеличением емкости топливной системы и применением
крупногабаритных подвесных топливных баков.
Самолет
оснащен управляемыми ракетами (УР) класса "воздух - воздух" большой
дальности стрельбы Р-33, которые размещены под фюзеляжем на
полуутопленных тандемных подвесках.
Силовая установка истребителя МиГ-31 включает два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф6 тягой на форсаже по 15500 кгс.
Внутренний запас топлива общей массой 16350 кг размещается в семи
фюзеляжных, четырех крыльевых и двух килевых баках. На подкрыльевые
узлы возможна подвеска двух ПТБ по 2500 л.
В состав экипажа входят два человека - летчик и штурман-оператор. Они
размещаются в двухместной кабине по схеме "тандем" на катапультных
креслах К-36ДМ.
Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет
система управления вооружением (СУВ) "Заслон" (РП-31). Она обеспечивает
применение УР класса "воздух - воздух" с радио-локационными и тепловыми
головками самонаведения, а также стрелково-пушечного вооружения. СУВ
"Заслон" состоит из бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой
БРЛС-8Б, теплопеленгатора 8ТК, прицельно-пилотажного индикатора ППИ-70В
и запросчика госопоз-навания.
БРЛС-8Б имеет дальность обнаружения воздушных целей типа
«бомбардировщик» 180 200 км. Горизонтальный сектор обзора составляет
140°, вертикальный - от + 70° до - 60°. Станция позволяет обнаруживать
цели как в верхней полусфере, так и на фоне земной поверхности,
одновременно сопровождать до десяти целей и наводить ракеты на четыре
из них.
Теплопеленгатор 8ТК сопряжен с бортовой РЛС и предназначен для
пассивного обзора воздушного пространства, а также выдачи целеуказания
ракетам с ИК ГСН. Теплопеленгатор обнаруживает цели типа
"бомбардировщик" на дальности 50 км.
Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического
управления САУ-155МП и навигационный комплекс КН-25 с двумя
инерциальными навигационными системами с цифровым вычислителем
"Маневр", радиотехнической системой ближней навигации "Радикал-НП",
радиотехнической системой дальней навигации "Квиток-2".
Радионавигационное оборудование обеспечивает вывод
истребителя-перехватчика в заданный район с точностью 0,13 - 4 км
практически в любой точке земного шара.
МиГ-31 выполняет боевые задачи во взаимодействии с наземной
автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах
дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная
поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырех самолетов с
автоматическим внутригрупповым обменом информацией. Цифровая
помехозащищенная система связи обеспечивает автоматический обмен
тактической информацией в группе из четырех перехватчиков, удаленных
один от другого на расстояние до 200 км, и наведение на цель группы
истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (МиГ-29, Су-27). В этом случае
самолет МиГ-31 выполняет роль пункта наведения.
Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство
протяженностью по фронту 800 - 900 км. Целераспределение, а также
назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации,
отображаемой на индикаторе тактической обстановки, с последующей
автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.
Самолеты МиГ-31 могут также образовывать боевой порядок для кругового обзора воздушного пространства (как на самолете ДРЛО).
В состав вооружения МиГ-31 входят:
- четыре УР класса "воздух - воздух" большой дальности стрельбы Р-33
(дальность пуска в переднюю полусферу до 120 км, высота боевого
применения от 0,05 до 28 км);
- две УР класса "воздух - воздух" средней дальности стрельбы Р-40Т с
тепловой ГСН (дальность пуска в переднюю полусферу 50 км, высота
боевого применения от 0,05 до 30 км);
- встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23 с темпом стрельбы 6000 выстр./мин. и боекомплектом 260 патронов (под фюзеляжем).
Вместо УР Р-40Т возможна установка четырех ракет малой дальности
стрельбы Р-60М (дальность пуска 0,2 - 8 км, высота боевого применения
0,03 - 20 км).
Истребитель-перехватчик МиГ-31 разработан в 1975 году и с 1981 года состоит на вооружении ВВС.
По решаемым задачам, составу оборудования, летно-техническим и боевым
характеристикам МиГ-31 значительно превосходит существующие
отечественные и зарубежные комплексы перехвата.
Модернизированными вариантами самолета МиГ-31 являются
истребители-перехватчики МиГ-31Б (МиГ-31БС), МиГ-31М, многоцелевой
фронтовой истребитель МиГ-31ФЭ, МиГ-31БМ. На них установлены
усовершенствованные РЛС, бортовая аппаратура, системы вооружения и
управления, позволившие расширить боевые и технические возможности
самолетов, а также круг решаемых ими задач.
Истребитель-перехватчик МиГ-31Б (МиГ-31БС) -
модернизированный вариант самолета МиГ-31. Его основные отличия от серийной машины:
- применение усовершенствованной системы управления вооружением "Заслон-А";
- установка системы дозаправки топливом в воздухе;
- введение новых режимов передачи информации;
- модернизация навигационного вычислителя, обеспечившая внедрение в
состав бортового оборудования перехватчика систем дальней
радионавигации и космической навигации, что резко повысило надежность
самолетовождения в высоких широтах.
Истребитель-перехватчик МиГ-31М - глубокая модернизация самолета МиГ-31. Основные отличия от базовой машины:
- установлена более совершенная модификация РЛС "Заслон-М" с
существенно большей дальностью обнаружения целей, увеличенным
количеством обнаруживаемых и сопровождаемых целей;
- обеспечена возможность применения шести новых ракет с еще большей
дальностью пуска и ракет средней дальности типа РВВ-АЕ в качестве
дополнительного вооружения;
- внедрена система спутниковой навигации;
- установлены модернизированные двигатели Д-30Ф-6М;
- изменен интерьер кабины штурмана-оператора;
- увеличен запас топлива во внутренних баках, установлена система дозаправки топливом в полете;
- оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного
противодействия объединено в бортовой комплекс обороны, обеспечена
возможность применения станций активных помех.
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-31ФЭ - проект очередной модификации самолета МиГ-31.
На МиГ-31ФЭ доработана система вооружения и установлено новое бортовое оборудование.
Такой самолет способен применять большинство находящихся в эксплуатации
в ВВС России управляемых ракет класса "воздух - поверхность". Основным
средством поражения наземных РЛС могут стать ракеты Х-31П и Х-25МП,
надводных морских целей - противокорабельные УР с активной
радиолокационной головкой самонаведения. Тактическое управляемое
вооружение класса "воздух - поверхность" будет включать две ракеты
Х-59М или три X-59 с телевизионно-командной системой наведения или три
более легких УР Х-29Л (Т). Вместо управляемых ракет на самолет можно
подвешивать корректируемые авиабомбы: три КАБ-1500Л (Кр) или восемь
КАБ-500Л (КАБ-500Кр). Лазерно-телевизионная аппаратура системы
управления оружием класса "воздух - поверхность" разместится в
подвес-ном контейнере. Максимальная масса боевой нагрузки должна
составить 9000 кг (шесть бомб ФАБ-1500).
Для поражения воздушных целей на МиГ-31ФЭ имеются ракеты большой
дальности стрельбы, ракеты средней дальности РВВ-АЕ и ракеты ближнего
боя Р-73. В смешанном варианте вооружения МиГ-31ФЭ оснащен средствами
поражения обоих типов (например, четыре Х-31 и четыре РВВ-АЕ), при этом
оружие класса "воздух - поверхность" размещается под фюзеляжем, а
"воздух - воздух" - под крылом. По компоновке, конструкции и силовой
установке МиГ-31ФЭ практически не отличается от серийного перехватчика
МиГ-31. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и
интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и
оборудования западного производства.
Многофункциональный истребитель МиГ-31БМ
- самолет с расширенными боевыми возможностями по поражению воздушных
целей и значительно возросшим ударным потенциалом. Опытный экземпляр
этой машины построен в 1998 году и демонстрировался во время показа
многофункционального истребителя МФИ 12 января 1999 года. По образцу
МиГ-31БМ предлагается переоборудовать серийные боевые самолеты МиГ-31Б
и МиГ-31БС.
В настоящее время МиГ-31 - наиболее массовый тип
истребителя-перехватчика в ВВС России. Всего выпущено более 400
самолетов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Основные характеристики:
Экипаж, чел. |
2 |
Масса, кг: |
|
нормальная взлетная
|
41000 |
максимальная взлетная (с двумя ПТБ)
|
45900 |
пустого самолета
|
22680 |
топлива во внутренних баках
|
15500 |
максимальной боевой нагрузки
|
3000 |
Максимальная скорость полета, км/ч: |
|
у земли
|
1500 |
на высоте
|
3000 (М=2,83) |
Дальность полета (без дозаправки топливом), км |
3000 |
Рубеж перехвата, км: |
|
форсажный
|
720 (М=2,35) |
бесфорсажный с ПТБ
|
1400 |
Боевой
радиус действия на высоте, км |
1200 |
Практический потолок, м |
20600 |
Максимальная продолжительность полета, ч |
3,5 |
Длина, м: |
|
разбега
|
1200 |
пробега
|
800 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. |
5 |
Базирование (класс аэродрома) |
II |
Размеры самолета, м: |
|
длина
|
22,69 |
высота
|
6,15 |
размах крыла
|
13,46 |
Площадь крыла, м |
61,6 |