В начале года производство шин в России упало почти в пять раз по
сравнению с докризисным июлем, продажи с учетом импорта снизились в
четыре раза (см. рисунок). По итогам полугодия российский рынок сузился
на 45% до менее чем $2 млрд, посчитал один из крупнейших производителей
российских покрышек — «Сибур — русские шины» (СРШ). Главной причиной
стало падение производства автомобилей: на 60% за полгода (данные
«АСМ-холдинга»). Сыграло роль затоваривание складов и сохранение
объемов импорта в первые месяцы года, говорится в анализе СРШ.
Теперь рынок восстанавливается: но скупают в первую очередь самые
дешевые покрышки (сегмент С, цена — 700-1100 руб. за 1 шт.). В июне их
производство выросло к январю примерно в семь раз — до 1,4 млн шт. — и
почти достигло докризисного уровня (в июле 2008 г. было произведено 1,7
млн шин). Дорогие покрышки — бизнес-сегмент В (1100-1600 руб. за 1 шт.)
и премиум-сегмент А (от 1600 руб.) — менее популярны: их производство в
июне было в два и 2,9 раза меньше докризисных объемов.
Потребитель вынужден ориентироваться на более дешевые
предложения, обеспечить которые в условиях девальвации рубля и при
наличии ввозных пошлин (с января — 30-35%) способна только
отечественная промышленность, резюмируют эксперты СРШ. Действительно,
импорт шин тоже падает, а ввозятся в Россию в основном покрышки классов
А и В производства Pirelli, Bridgestone, Continental.
Зато крупнейший российский производитель дешевых шин —
«Нижнекамскшина» во II квартале в сравнении с первыми тремя месяцами
года увеличила выпуск легковых покрышек на 43% до 1,5 млн шт. Это
помогло компании увеличить выручку на 29% до 1,8 млрд руб., правда,
вырос и ее чистый убыток — с 495 000 руб. в I квартале до 56 млн руб.
Представитель компании на запрос «Ведомостей» не ответил.
Рост спроса на дешевые шины в кризис — закономерная тенденция,
отмечает аналитик «Уралсиб кэпитал» Анна Куприянова. В июне
дополнительный стимул производству экономпокрышек мог придать рост
производства «бюджетных автомобилей», отмечает эксперт. Например,
производство «АвтоВАЗа» в июле к маю выросло на 41,5% до 33 186
автомобилей (данные «АСМ-холдинга»).
Впрочем, производители более дорогих шин надеются на оживление
спроса. Потребители начали присматриваться и к шинам бизнес-сегмента,
рассказывают представители их производителей: «Амтел-Фредештайн» (в
2008 г. занимал в этом сегменте 32%), СРШ (28%) и Nokian. Производство
на заводе Nokian во Всеволожске сохраняется благодаря экспорту в страны
СНГ, Финляндию, Швецию, Норвегию, говорит гендиректор Nokian Tyres в
России Андрей Пантюхов. На заводах СРШ производство во II квартале
выросло к первому в 2,6 раза до 1,5 млн шт., говорит представитель СРШ.
А вот заводы «Амтела» до сих пор работают с большими перерывами.
В дальнейшем шины сегментов В и А будут более востребованы, чем
дешевые покрышки. «Сейчас потребитель, безусловно, более внимательно
относится к цене, однако в премиальном сегменте по-прежнему ведущую
роль играют качество продукции и репутация бренда», — уверен Пантюхов.
С ним согласен и заместитель гендиректора СРШ Игорь Караваев: за
последний год российский автопарк сильно изменился, повысились
требования к шинам, поэтому будущее за категориями В и А. Спрос на
дешевые покрышки — явление временное, согласна Куприянова: с выходом из
кризиса будут повышаться и требования потребителей, поэтому спрос
повернется в сторону бизнес-сегмента.
Похоже, в это верят и иностранные шинники. Японские Itochu
Corporation и Yokohama Rubber собираются в 2010 г. начать строительство
завода в Липецкой области стоимостью 4,8 млрд руб., говорится в
сообщении Itochu. Его проектная мощность — 3,5 млн шин в год, первая
очередь на 1,4 млн шин будет введена в 2011 г.
|