Балансирующая на грани банкротства «Трансаэро», отпевание которой в СМИ в том или ином виде длится уже вторую неделю, вдруг нашла спасителя. Контроль в компании может получить совладелец группы S7 Владислав Филев. Новый собственник обещает постараться договориться с кредиторами и избежать банкротства перевозчика, которое не устраивает ряд банков. Шаткое положение проблемной авиакомпании — не только следствие рискованных решений прежних владельцев, но и отражение положения во всей отрасли, которую по итогам года ждут рекордные убытки. Эксперты не исключают появления новых «Трансаэро» в 2016-м. Откуда не ждали Когда, казалось бы, конец истории второй по величине авиакомпании страны был очевиден, СМИ сообщили о том, что совладелец группы S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») Владислав Филев решил приобрести контрольный пакет акций «Транаэро», задолжавшей кредиторам, лизингодателям и контрагентам более 250 миллиардов рублей. Договор об этом был подписан поздно вечером 20 октября. Более 51 процента ценных бумаг будет приобретено у крупнейшего акционера «Трансаэро» Александра Плешакова по цене «существенно больше одного рубля». Напомним, что за рубль авиакомпанию предполагал купить «Аэрофлот», но сделка не состоялась по ряду причин. Теперь у потенциального собственника есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро», и он, по его же словам, всеми силами постарается избежать банкротства вчерашнего конкурента. По сведениям РБК, Александр Плешаков консолидировал около 60 процентов акций «Трансаэро». Соглашение о продаже пакета он объяснил, в частности, желанием не допустить монополизации рынка авиаперевозок и защитой интересов партнеров и кредиторов авиакомпании, «которые, несомненно, понесли бы ущерб в случае банкротства». Эта информация стала полной неожиданностью для рынка, который еще накануне поставил крест на будущем проблемного перевозчика. Несколькими днями ранее до объявления сделки глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев категорично заявил, что единственным вариантом развития событий является банкротство. Признать авиакомпанию несостоятельной накануне потребовали сразу несколько банков: 19 октября в суд обратились Альфа-банк и Сбербанк (долг перед Сбербанком — 6 миллиардов рублей, перед Альфа-банком — 600 миллионов рублей), тогда же иск подала Госкорпорация по организации воздушного движения в России. Однако не все кредиторы ратуют за банкротство проблемной авиакомпании: для них - любой выход хорош, кроме прекращения работы должника. Комитет кредиторов «Трансаэро» потребовал на заседании совета директоров 22 октября рассмотреть вопрос о смене гендиректора, пост которого с 7 сентября занимает топ-менеджер «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин, сообщали «Ведомости». Подписи под документом поставили представители шести банков, не согласных с уходом перевозчика — Абсолют банка, Новикомбанка, Московского индустриального банка, Московского кредитного банка, банков «Международный финансовый клуб» и БФА. Еще раньше банки-кредиторы «Трансаэро» договорились провести независимый финансовый аудит перевозчика и обсудить возможность спасения компании, в том числе путем вхождения кредиторов в капитал. Пошли на рекорд Между тем, состояние авиаотрасли не внушает оптимизма, а «Трансаэро», вероятно, не последняя жертва кризисных явлений в российской экономике, предупреждают эксперты. Они признают, что оказавшемуся на грани банкротства перевозчику нужно было еще в прошлом году подумать об оптимизации авиапарка, насчитывающего 106 самолетов, и снижении расходов (как сделала это, например, «ЮТэйр»). Но в том, что случилось с «Трансаэро», есть и объективные причины. «Давайте посмотрим на то, что в целом происходило в экономике. От 30 рублей доллар «дошагал» до 60. Как можно выстраивать бизнес-план для компании, которая работает на иностранной технике? А сегодня в отрасли 94 процента — это именно иностранные суда (у «Трансаэро» большая часть аивапарка представлена самолетами Boing — прим. «Ленты.ру»)», — подчеркивал 20 октября президент Транспортной клиринговой палаты (ТКП) Александр Русс, выступая на авиационном форуме «Крылья России». Совокупные убытки российских авиакомпаний по итогам 2015 года могут превысить 30 миллиардов рублей, сообщил журналистам в кулуарах форума глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. «Отрасль находится в тяжелом финансовом состоянии. По итогам полугодия убытки в части перевозочного процесса составили 28 миллиардов рублей. Таких цифр за последние десятилетие не было», — констатировал он. Тасун отметил, что ситуация не является исключительной в том смысле, что все последние десять лет кроме 2010-го, были для отрасли убыточными. Но сумма финансового ущерба авиакомпаний в 2015-м превысит прошлогодние 24 миллиарда рублей (прибыль в 3 миллиарда рублей по итогам 9 месяцев 2014-го перекрыли 27-миллиардные убытке в четвертом квартале). Руководитель АЭВТ подчеркнул, что авиаперевозчики оказались между молотом и наковальней: при повышении цен на билеты они рискуют потерять пассажиров, а устанавливая низкую нерыночную стоимость проездных документов — оказаться на грани финансового краха. Примерно так, по словам экспертов, произошло и с «Трансаэро»: ценовой демпинг привел к операционным убыткам, справиться с которыми компания не смогла. Взлетят на работодателях Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации Александр Фридлянд обратил внимание, что рост доходности авиаперевозчиков на протяжении десяти лет на порядок отставал от повышения стоимости услуг аэропортов. По его словам, с 2004 по 2014 год доходность российских авиаперевозчиков выросла на 89 процентов, в то время, как аналогичный показатель аэропортов составил 143 процента. На столько же взлетела инфляция, а расходы на аренду и лизинг увеличились на 350 процентов. По данным Росавиации, значительное падение международных авиаперевозок и особенно чартерных (они рухнули сразу на 40 процентов) компенсировал рост на внутренние перелеты. В итоге за 9 месяцев 2015 года услугами российских авиакомпаний воспользовались 73,6 миллиона человек, что чуть больше прошлогоднего. Но авиакомпании зарабатывают именно на международных рейсах, а большинство внутренних маршрутов убыточны. Не помогло в полной мере решить эту проблему и снижение НДС на перелеты по России с 18 до 10-процентного уровня, утверждают в АЭВТ. «Рост внутренних перевозок — это генератор убытков. Если ценовые войны не закончатся, то в следующем году нельзя исключать появления новых "Трансаэро"», — категоричен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. В такой ситуации, чтобы остаться на плаву, альтернативы повышению стоимости проездных документов у авиаторов не остается. Фридлянд отметил, что накопленный потенциал для роста стоимость авиабилетов составляет 20-22 процента, но «вряд ли он будет выбран полностью, поскольку компании боятся потерять пассажиров». Некоторые эксперты предлагают и вовсе радикальные (и весьма спорные с точки зрения рядового пассажира) меры. «Так как отрасль продемонстрировала полную неспособность договориться [не демпинговать], надо бы ввести минимальный пороговый тариф. Потому что летать меньше чем за 100 долларов за тысячу километров, это самоубийство», — высказал одно из таких предложений Рыбак. Некоторую поддержку российскому авиарынку окажут невозвратные билеты, которые разрешили продавать с июня прошлого года, и ожидаемые налоговые послабления для работодателей за оплату путешествий по России для своих сотрудников (правительство поддержало законопроект, освобождающий такие поездки от налога на прибыль). По оценкам вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, последняя мера способна увеличить число турпутевок на 10-12 процентов.
|