На вооружении у российской ГИБДД находится целый перечень стационарной
и мобильной техники, фиксирующей скорость. Список сертифицированных
измерителей скорости перечислен на официальном сайте Верховного суда РФ
(в обзоре судебной практики за III квартал прошлого года).
В зависимости от типа радары могут функционировать на большом
расстоянии от самого поста ДПС, передавая сигнал по радиосвязи. Многие
из них снабжены подсветкой, позволяющей фотовидеокамере фиксировать
госномера машин-нарушителей даже в темное время суток.
Единственный способ для водителя проверить, сертифицирован ли
прибор, – потребовать сертификат. В случае если остановившие
автомобилиста сотрудники ГИБДД не могут или отказываются предъявить
документ – это автоматически означает, что никуда полученные с его
помощью данные отправляться не будут, а сама техника используется
исключительно для вымогательства денег, считают эксперты.
Впрочем, даже сертифицированная техника может показать нужный
милиционеру результат. У большинства измерителей скорости имеется
несколько режимов работы. К примеру, мобильные измерители могут
работать в стационарном режиме и в режиме движения. В случае если
автомобиль ДПС стоит, а на установленном на нем радаре включен режим
движения, – вполне аккуратно движущемуся автомобилю можно «накинуть»
скорость и зафиксировать превышение. Неправильно измерять скорость и
датчиком, включенным в стационарном режиме, в едущей машине ДПС.
Еще один распространенный способ «накидывания километров» –
изменение фокусного расстояния. У любого комбинированного радара
(измеритель скорости + камера) при определенном режиме назначается
определенное фокусное расстояние до автомобиля. Если его намеренно
разбалансировать, камера может заснять один автомобиль, а измеритель
скорости «поймать» другой. «В некоторых случаях угол охвата измерителя
таков, что захватывает даже движение по встречной, – отмечают президент
Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – То есть
итоговые показатели скорости зависят от опытности инспектора».
Даже если сотрудник ДПС физически находится в полутора километрах от
радара, он может использовать автоматическую систему контроля как
средство вымогательства. Остановив водителя и продемонстрировав ему
ретранслированный с камеры на ноутбук фотоснимок автомобиля с
показателями скорости, сотрудники ДПС нередко предлагают нарушителю
удалить ее из памяти прибора за вознаграждение.
По мнению специалистов, проблема состоит еще и в том, что
распознание «кривого» прибора на месте невозможно. Единственный способ
– довести дело до суда. Здесь обвиняемый в нарушении имеет право
требовать направить запрос на завод-изготовитель: правильно ли радар
использовался в данном случае? Во многих случаях завод отвечал: скорее
всего, была допущена ошибка эксплуатации, поэтому доверять показаниям
не следует. Только в таком случае штраф отменялся.
Способов бороться с неправильно используемой техникой, применяемой
ГИБДД, немного. Исключение составляют так называемые «глушилки», но их
приобретение и использование официально запрещено. В случае если
нарушителя поймают с этим прибором, он должен будет заплатить штраф.
Есть детекторы радаров, которые предупреждают о том, что впереди
устройство, которое измеряет скорость, за 600 метров в городе и за 2
километра на трассе. Прочие «народные» средства для борьбы с радарами –
отражающие «китайские пленки» на номерах, лазерный диск на зеркале
заднего вида, фольга на дисках или на корпусе, радикальный черный цвет
кузова – формально в России не запрещены, но и не эффективны.
В настоящее время Коллегия правовой защиты автомобилистов готовит
несколько обжалований по показаниям автоматических средств фиксации
нарушений скоростного режима. «Радары – измеритель скорости плюс
фотовидеокамера. Для их использования необходима двойная сертификация –
измерительного прибора и камеры. Так вот, нынешние радары в качестве
фотовидеотехники не сертифицируются. В этой связи у водителей,
привлеченных за нарушение, есть основания оспаривать выписанные им
штрафы», – сообщил Травин.
|