Boeing
737-500, принадлежащий ЗАО "Аэрофлот-Норд", разбился в Перми 14
сентября прошлого года. Жертвами катастрофы стали 82 пассажира и 6
членов экипажа. Окончательные выводы комиссии МАК подтверждают ранее
сделанные заявления о том, что катастрофа произошла из-за потери
экипажем, прежде всего командиром воздушного судна Родионом Медведевым,
пространственной ориентации (подробно об этом "Ъ" рассказывал 2 и 11
февраля этого года). Господин Медведев резкими несоразмерными
движениями штурвала ввел самолет в интенсивное левое кренение, в
результате чего воздушное судно перевернулось и упало в овраг на
Транссибирскую магистраль. Как становила комиссия МАК, первое
столкновение борта произошло с группой деревьев на склоне
железнодорожного полотна. Затем самолет зацепил верхнюю штангу
крепления проводов, расположенную на железобетонном столбе, пробороздил
левым крылом землю и развалился на части.
Комиссия считает, что потеря ориентации
экипажем произошла из-за целого ряда факторов. Так, специалисты МАК
отмечают недостаточный уровень подготовки пилотов. В отчете говорится,
что переподготовку для полетов на Boeing 737-500 господин Медведев
прошел в 2006 году в центре FTI в Денвере (США), который на тот момент
не был одобрен авиационными властями России, а второй пилот
переучивался в центре летной подготовки Санкт-Петербургского училища
гражданской авиации. Проверка последнего показала, что уровень
переподготовки пилотов не соответствует сертификационным требованиям.
Также комиссия установила, что погибшие пилоты прошли курс обучения
техническому английскому языку в несертифицированном учебном заведении,
преподаватели которого не имеют лингвистического, авиационного или
педагогического образования. А уровень владения языком второго пилота
не позволял ему знакомиться со всей документацией воздушного судна.
Отдельно в отчете обращается внимание на
содержание этилового спирта в останках Родиона Медведева, следы
которого были обнаружены экспертами Пермского областного бюро
судмедэкспертизы. По данным комиссии, за несколько минут до вылета из
Шереметьево одна из пассажирок борта отправила sms-сообщение своему
знакомому в Великобританию. В нем говорится, что она очень сильно
напугана, так как при предполетном обращении к пассажирам голос
господина Медведева звучал как голос "совершенно пьяного человека". Из
его текста также следует, что это вызвало среди пассажиров сильное
беспокойство, но бортпроводники их успокоили. Отдельно в отчете МАК
говорится о том, что напряженный режим полетов командира Boeing и
наличие алкоголя в крови способствовали повышенному психоэмоциональному
напряжению, в следствие чего он не мог адекватно реагировать на
ситуацию.
Комиссией МАК отмечается и низкое качество
технического обслуживания самолетов Boeing 737 в компании
"Аэрофлот-Норд". Согласно отчету, в свой последний рейс воздушное судно
ушло с двумя отложенными неисправностями — у самолета не работала
бортовая система предупреждения столкновений (TCAS), а также автомат
тяги. Однако расследование показало, что на самом деле автомат тяги был
исправлен, а его неоднократное отключение в предыдущих полетах
происходило из-за различной регулировки двигателей. В результате между
рычагами управления двигателями образовалась вилка. Наличие этой
неисправности способствовало увеличению рабочей нагрузки на второго
пилота, который при этом не имел навыков по пилотированию самолета с
разнесенными двигателями, особенно при полете с несимметричной тягой.
Комиссией установлено, что данный дефект стал проявляться еще 6 августа
2008 года, однако никаких мер по его устранению принято не было.
Опрошенные "Ъ" эксперты говорят, что результаты
расследования МАК вряд ли приведут к серьезным последствиям для
компании "Аэрофлот-Норд". Аналитик агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев
говорит, что все рекомендации МАК технически устранимы. "Из их
содержания можно сделать вывод, что все они могут быть устранены, а
значит, компания сохранит сертификат и продолжит свою летную
деятельность",— считает эксперт. Советник генерального директора по
связям с общественностью ЗАО "Аэрофлот-Норд" Игорь Гуревич отметил, что
вопросов к отчету комиссии МАК у авиакомпании нет. "Есть выводы и
рекомендации, которые даны в ходе расследования,— говорит он.— Все они
выполнены, нарушения устранены". Бывший и. о. гендиректора ФГУП
"Пермские авиалинии" Вячеслав Текоев сказал, что в крупных
авиакомпаниях подобных нарушений практически нет. "У них есть
собственные тренажеры, собственные учебные центры, поэтому системных
недостатков в подготовке летного состава удается избегать,— отметил
эксперт,— хотя от отдельных огрехов не застрахован никто. Впрочем,
сейчас на рынке небольших авиакомпаний становится все меньше, будущее
за крупными игроками".
|