Получить какую-либо информацию о системах у представителей
Домодедова не удалось. Как заявила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь
аэропорта Ирина Горбунова, теперь запрещено давать какую-либо
информацию о новых системах безопасности в аэропортах.
Кое-что удалось выяснить у наших источников в правоохранительных
органах. В частности, в Домодедове действует четырехуровневая система
безопасности. В нее включены свыше двадцати специальных сканеров,
позволяющих пассажирам не снимать обувь и ремни при прохождении
досмотра. Они также исключают процедуру обязательного личного досмотра,
введенного в аэропортах в 2004 году.
Чем новая заграничная система лучше отечественной, сказать трудно.
Ведь в Домодедове успешно работает и нынешняя установка рентгеновского
контроля "Сибскан", созданная в Институте ядерной физики Сибирского
отделения РАН. Весь досмотр занимает пять секунд. А на зарубежных
аппаратах - 10 секунд. "Сибскан", не имеющий мировых аналогов,
представляет собой полностью автоматизированную систему. Он
предназначен для обнаружения спрятанных на теле и в одежде человека
взрывчатых веществ, оружия, драгоценных камней, стеклянных и
пластиковых ампул и способен просканировать 100 человек в час. А это
очень важно. Ведь ежегодно через Домодедово проходит до 20 миллионов
пассажиров. К тому же "Сибскан" стоит гораздо дешевле аналогов.
Еще из нововведений в аэропорту - оснащение стоек регистрации
специальными сканерами, автоматически проверяющими подлинность любых
документов. Стойки спецконтроля планируется оснастить мониторами,
позволяющими сотруднику безопасности оценить степень потенциальной
опасности пассажира.
Министерство национальной безопасности США уже тестирует технологию,
которая сможет вычислять среди авиапассажиров преступников с помощью
нового типа сканеров. Система использует множество специальных датчиков
для выявления таких факторов, как учащенное дыхание и пульс, повышенное
потоотделение, сокращение и расширение зрачков. Она оценивает мимику
лица, чтобы определить: планирует ли пассажир совершить преступление.
Проще говоря, это своеобразная разновидность детектора лжи, который
будет действовать на расстоянии, без прямого контакта с человеком.
Однако многие эксперты считают, что доверять полностью этой
аппаратуре нельзя. Пассажиры зачастую волнуются и до и после перелета.
И как машина, реагируя на вполне понятный человеческий стресс, будет
отсеивать просто трусов от террористов, не ясно.
Собираются вводить и еще одно новшество - досмотр в обнаженном виде.
Пассажиров "разденет" специальный сканер, на экране которого можно
увидеть все интимные подробности их тела сквозь одежду. Новую
технологию уже испытывали на добровольцах в лондонском международном
аэропорту Хитроу. Они проходили по специальному стенду. И с помощью
отраженных электромагнитных волн на экранах дисплеев операторы видели
виртуальное трехмерное изображение голого человека. Подобная аппаратура
должна появиться во всех европейских аэропортах до конца апреля
следующего года.
Однако столь принудительный стриптиз вызвал протесты многих
экспертов по борьбе с терроризмом. Ведь эти изображения не только
просматривают сотрудники безопасности. Они будут храниться в базе
данных и могут быть использованы спецслужбами в любое время. Эксперты
не исключают, что секретные сведения могут попасть в руки преступников
или просто любопытных людей. Такая перспектива грозит всем
авиапассажирам, которые посетят Европу в 2010 году.
Председатель комиссии Европарламента по транспорту Паоло Коста уже
заявил, что обеспокоен хранением и уничтожением баз изображений
пассажиров и безопасностью новой технологии для здоровья человека.
|