В среду появились первые данные
расследования крушения вертолета Ми-171 на Алтае. Как выяснилось,
двигатели борта работали в штатном режиме до столкновения с землей.
Вывод об этом специалисты сделали после изучения записей бортовых
самописцев. Таким образом, версия об отказе двигателя отпала. По всей
видимости, вертолет рухнул, выполняя опасный маневр в незнакомой
местности. Спасатели же, искавшие место крушения три дня, задаются
вопросом: почему не сработал специальный радиомаячок, который
устанавливается на все летательные аппараты. Исходя из этого, в среду
уже звучали предложения переложить расходы на поиски пропавших вертолетов на производителей маячков, а также вообще отказаться от этих "мигалок".
"Ниже, еще ниже"
-
Предварительный анализ параметрической информации показал, что до
столкновения вертолета с землей двигатели вертолета были
работоспособны, - сказал "Известиям" председатель научно-технической
комиссии Межгосударственного авиационного комитета Виктор Трусов.
Что
касается речевого самописца, то, по словам Трусова, эксперты только
приступили к расшифровке. Между тем вчера уже появились цитаты
последних слов, сказанных на борту вертолета. Некий источник
утверждает, что запись обрывается словами "Ниже, еще ниже". Эту команду
давал кто-то из посторонних, присутствующих в кабине. Возможно, в этот
момент люди в салоне пытались втащить на борт подстреленную дичь. По
одной из версий, Анатолий Банных и пилот Максим Колбин вообще
выпрыгнули для этого на снег. Якобы в момент катастрофы их не было в
салоне, и поэтому они пострадали меньше всего.
Но
что же случилось с вертолетом? Возможно, порывом бокового ветра его
швырнуло на склон, он задел винтом за землю и покатился. Как бы то ни
было, на первый план выходит версия ошибки пилотиро-вания.
Вообще,
летчики, похоже, чувствовали, что рейс может быть опасным. Как
рассказал "Известиям" брат погибшего бортмеханика Александра Вертея
Василий Вертей, зная, насколько опасна охота с вертолета, экипаж
поначалу от рейса отказывался.
- Коллеги брата
рассказали мне, что командир экипажа дважды отказывался от вылета, но
его уговорили или заставили. Понаехало начальство во главе с Косопкиным
(полпред президента в Госдуме) и уговорили.
Есть еще версии произошедшего. Согласно одной из них вертолет отклонился от маршрута и направился в Монголию.
- С версиями, которые обсуждают в интернете,
я согласиться не могу, - заявил "Известиям" сын погибшего пилота
Дмитрий Баяндин. - Отец был противником охоты с вертолета, это слишком
опасно. В молодости у него был опыт охоты на волков по государственному
заданию. Он знал, какой это риск. Также маловероятно, что он летел в
Монголию. Маршрут расписан в полетном задании, нарушение госграницы
невозможно. Отцу было 58 лет, опытнейший пилот, он бы на такое никогда
не пошел.
Отключенный маяк
Вчера
на селекторном совещании в МЧС прозвучали окончательные данные о
затратах на поисковые операции на Алтае и в Ханты-Мансийском округе: 23
и 1,5 миллиона рублей соответственно. И это при том, что все вертолеты
должны быть оснащены специальными поисковыми радиомаячками, и их
нахождение должно быть делом техники.
- Давайте предъявим затраты поставщикам этого оборудования, - предложил Сергей Шойгу на совещании.
Гендиректор НИИ космического приборостроения Юрий Королев сразу заявил, что пилоты просто не включили маяк перед вылетом.
-
Когда спасатели МЧС добрались до места крушения вертолета, они включили
радиомаяк для проверки, - сказал Юрий Королев. - Сигнал с радиомаяка
был тут же передан и получен.
На вопрос, почему
маяк не включается автоматически, Юрий Королев ответил: "Ранее было
много нареканий на ложные срабатывания радиомаяков. Поэтому было
принято решение установить специальный тумблер. Перед полетом пилот должен обязательно включить его".
Решение
о том, что маячки должны стоять на каждом воздушном судне, было принято
5 лет назад. Вчера Сергей Шойгу, обращаясь к руководителю
Росаэронавигации Александру Нерадько, спросил: "Считаете ли вы, что эта
система (установка радиомаячков. - "Известия") себя оправдала?" "Как
показывает практика, система фактически не работает", - ответил
Александр Нерадько.
- По радиомаяку еще ни разу не удавалось
установить местонахождение воздушного судна, - пояснил "Известиям"
пресс-секретарь Росаэронавигации Андрей Прянишников. - При падении в
первую очередь ломается антенна радиомаяка. Есть и другие
конструктивные недостатки, о которых мы информировали предприятия по
производству маячков.
Любопытно, что 5 лет назад
рассматривалось и другое направление: установку на вертолеты систем,
постоянно передающих координаты борта. Тогда бы найти его можно было по
последним координатам.
- Но это оказалось очень
дорого, - говорит Андрей Прянишников. - Такая система обойдется в $100
тысяч для самолета и $30 тысяч для вертолета. А радиомаячок обходится
всего в $2 тысячи.