Американская
компания Lockheed Martin завершила первый этап испытаний
истребителя-бомбардировщика F —35 Lightning II JSF (Joint Strike
Fighter) или «Молния». К концу 2009 г. «все 19 опытных самолетов будут
построены и летные испытания пойдут быстрее» и в 2014 г. его должны
поставить на вооружение.
Руководитель проекта F-35,
вице-президент компании Lockheed Martin Том Бербейдж хвастливо
заявляет, что с приобретением этого истребителя Израиль может
не опасаться продажи Сирии и Ирану российских зенитно-ракетных
комплексов С-300, для уничтожения которых он и проектировался. По его
словам, компьютерное моделирование показало, что в бою российская
«трехсотка» проигрывает американской «Молнии».
Дело в том, что
этот истребитель имеет новейшие противорадиолокационные
и помехозащитные системы, с помощью которых он сможет вовремя
обнаруживать «трехсотки», подавлять радиолокационные станции
и уничтожать их.
Один из главных козырей нового самолета –
«невидимость» за счет использования технологии «стелс». Не исключено,
что как F —22, так и F —35 «обкатают» в боевых условиях на тех же
«странах-изгоях», чтобы на деле проверить заявленную изготовителями
эффективность.
Согласно утверждениям его изготовителей,
«Благодаря своим мощнейшим двигателям и превосходству в режиме “стэлс”
по аэродинамике над истребителями 4-го поколения, у F-35 по сравнению
с ними “беспрецендентое превосходство в радиусе ведения боя. Сегодня
преобладают бои на большой дистанции, где F-35 обладает возможностями
раннего определения цели и ее уничтожения еще до его начала”».
Отличие
истребителя 5-го поколения от 4-го в его способности, по мнению
авиационных экспертов, в его малозаметности, «тесном взаимодействии
с наземными и воздушными командными пунктами, космическими аппаратами,
способности не только передавать тактическую обстановку, но и иметь
глобальную систему управления информацией». Оснащены такие машины
новейшим оптическим, инфракрасным, лазерным и радиолокационным
оборудованием и высокоточным управляемым оружием с лазерным наведением,
обеспечивающим высокую степень поражения противника и живучесть самой
«пятерки».
Напомним, что F —35 является совместным проектом США
с Великобританией, а также Турцией, Нидерландами, Канадой, Австралией,
Данией и Норвегией.
Таким образом, в ближайшие годы «тяжелый»
истребитель F —22 и «легкий» истребитель-бомбардировщик F —35 заменят
самолеты 4-го поколения, составляющие основу американского летного
парка, в том числе знаменитые F —15, F —16 и F —18.
Главным
недостатком истребителей «пятого поколения» является их цена, доходящая
в разных модификациях до 300–500 млн долларов за машину. Это происходит
из-за использования в их конструкции дорогостоящих материалов
и авионики.
Стоит заметить, что главный участник проекта F —35 –
американцы – держат его в строжайшем секрете. Настолько строгом, что
они не подпускают к его тонкостям ближайших союзников и «подельников»
англичан и австралийцев. Это вызвало у них такое возмущение, что они
решили вообще отказаться от его покупки.
В чем-то F-35 даже
превосходит F-22, от которого «Молния» заимствовала многие
технологические решения. Так, на первый будет установлен более
современный, чем у F —22, двигатель Pratt & Whitney JSF119-611.
Кроме того, «Молния» лучше оснащена авионикой и автоматизированными
системами, чем F-22, причем объем программ управления на нем почти
в пять раз превосходит аналогичные показатели «Рэптора».
Что же
может противопоставить этому Россия? В своём комментарии «Правде.Ру»
эксперт российского Минобороны, пожелавший остаться неизвестным,
заявил: «Ничего, кроме модификаций “4+”, модернизированных старых
машин, которым “подкручиванием гаек увеличили срок службы. У нас немало
разработок истребителей пятого поколения, однако все они находятся на
„бумаге“. Наша авиация с 2000 г. получила лишь несколько истребителей
4-го поколения”».
Что касается «новинки» российской ПВО С-400,
то пока их насчитывается всего два дивизиона, что не хватит
для надежного прикрытия даже такой страны как Сербия, не говоря уже
об огромной России.
Впрочем, пока F —35 далек от своего
завершения, что наглядно продемонстрировали имевшие в конце августа
2008 г. имитационные компьютерные бои, проведенные американцами между
F-35A с Су-30МК и Су-35. Их итоги были неутешительны для Вашингтона:
«Молнии» 5-го поколения наголову были разгромлены «красными»
истребителями поколения «4++». По словам представителя Либеральной
партии Австралии Денниса Дженсена, «красные побили F-35 как пингвинов».
Однако
отправлять F —35 «на свалку» не стали: самолет только проходит
испытания, по итогам которых все «минусы» будут устранены. Немало
дефектов было и у F —22, которые за время испытаний удалось убрать.
Казалось
бы, на стороне «четверок» оказались факты: по максимальной скорости
F —35 пока уступает всем современным «сушкам» 1830 км/ч против – 2125
км/ч у Су-30; 2500 км/ч у Су-35, Су-37 и Су-47, а также 2400 км/ч
у МиГ-35.
По дальности полета F —35 c о своими 2200 км
решительно уступает российским «четверкам»: против 3000 км у МиГ-35,
3300 км у Су-35 и Су-47, 3500 км у Су-30 и 4000 км у Су-37.
В
то же время, американская «пятерка» значительно уступает российским
истребителям по скороподъемности со своими 12 км в минуту. Так, этот
показатель у них колеблется от 13,8 км в минуту у Су-30 до 19,5 км
в минуту у Су-35.
Небольшое превосходство F —35 имеет лишь
по практическому потолку применения: 19200 метров против 17500 метров
у Су-30 и МиГ-35, 18000 метров у Су-35, Су-37 и Су-47.
Однако
F —35 во многом выигрывает по маневренности, обусловленной не только
размерами и использованными при изготовлении новейшими материалами,
но и сравнительно легким весом пустой машины. Так у «Молнии» он
составляет всего 10–11 тонн по сравнению с 12,7 тоннами у МиГ-35; 16,38
тоннами у Су-30, 18,4 тоннами у Су-35 и 18,5 тоннами у Су-37 и 25,67
тоннами у Су-47.
Однако легкий вес повлечет за собой другие
издержки: например, подъем «полезной массы» или боевой нагрузки,
по которому F —35 отстает от ряда конкурентов. Это одна из причин
слабости его вооружения. Так, у него в первоначальном варианте имелось
всего две штуки, что и стало главной причиной разгрома «Молний».
По
мнению американских экспертов, после троекратного увеличения количества
их ракет «пингвины» победят «сухих» с разгромным счетом 4:1.
А
что же Россия? Реакция российских производителей авиационной техники
на появление у потенциального противника качественно новых самолетов
была предельно сдержанной. Общий её тон сводится к тому, что якобы
имеющиеся на вооружении российских ВВС истребители «ничем не уступают
американским новинкам».
И пока мы только раздумываем
над созданием совместно с индусами своего истребителя 5-го поколения
Т-50 ПАК ФА, который разрабатывается кампанией «Сухой». Его
разработчики обещают, что это будет самолет с «высочайшей
маневренностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, дальним радиусом
действия и высокими защитными свойствами». Иностранные эксперты
полагают, что он станет достойным соперником F-35. Однако что касается
F —22, то тут дело сложнее.
О развитии этого проекта думали
мучительно долго: российско-индийское соглашение было заключено в 2007
г., то есть через пять лет после сделанного Россией предложения. И
почему-то всё это время мы ждали милостивого согласия Дели, как будто
без него мы не «умели летать».
Доводы об «отсутствии денег»,
применимые к ельцинскому времени, смехотворны: с 2000 г. цены на нефть
резко пошли вверх и заявленная на создание сумма в 10 млрд долларов
не являлась для нас такой уж «неподъемной». Но мы 5 лет терпеливо ждали
окончания испытаний новейших американских «орлов» и «молний», пока
индусы, несомненно, являющиеся главными новаторами в производстве
авиационной техники в мире, наконец внесут в проект своих 5 млрд
долларов.
Однако хлопать в ладоши и кричать «ура» «гению
российской конструкторской мысли» не стоит. В задачи F-35 в отличие
от F —22, завоевание господства в воздухе не входит. Это скорее
фронтовой истребитель-бомбардировщик, созданный во многом
для подавления ПВО противника с тем расчетом, что в бою его прикроет
«Рэптор».
Подобный «тандем» сулит нам большие неприятности,
поскольку российские истребители 4-го поколения не в состоянии бороться
на равных против малозаметного и зачастую более маневренного и более
«зрячего противника».
По оценкам международных экспертов, кроме
российского истребителя Су-37 и отчасти Су-47, имеющим схожие
по мощности с F —35 двигатели, а также соизмеримую маневренность
и более мощное вооружение, ни одна из существующих сегодня машин 4-го
поколения не может конкурировать в воздухе с американскими «пятерками».
Но и эти преимущества сводятся на нет отсутствием у «сушек» технологии
«стелс». И количество Су-37 и Су-47 сегодня измеряется единицами,
которые в глобальном конфликте не способны изменить ситуацию.
А
мы продолжаем с гордостью говорить о том, что наш самолет 5-го
поколения заткнет за пояс все американские достижения. Но для этого
Москва должна решить кадровые и технологические проблемы своей
«оборонки», которая не готова даже к серийному выпуску подобной
продукции. В противном случае мы не только потеряем высокодоходный
оружейный рынок, но и рискуем столкнуться с куда более серьезными
проблемами по обеспечению собственной безопасности.