Авиация 6-го поколения глазами американских специалистов. Рисунок предоставлен автором
|
В начале 2008 года в интервью журналу Aviation Week and Technology
вице-президент «Боинг» Боб Гауэр заявил следующее: «Руководство
Вооруженных сил США все чаще заводит речь об истребителе 6-го
поколения, превосходящем по своим возможностям истребитель 5-го
поколения F-35. И очевидно, что этот истребитель, соответствующий
уровню угроз, которые будут существовать после 2024 года, будет
беспилотным, а боевая авиация 6-го поколения в целом будет основываться
на определенном сочетании пилотируемых и беспилотных самолетов».
В СОЧЕТАНИИ С БЕСПИЛОТНИКАМИ
В одном высказывании топ-менеджер известной фирмы-производителя
авиационных систем вооружения лаконично сформулировал новый вектор
развития боевой авиационной техники на ближайшие двадцать лет. Эта
перспектива достаточно определенно просматривалась в общей
направленности последних крупных программ Пентагона, связанных с
развитием боевой авиации. Однако впервые это было сказано с упоминанием
следующего за существующим сегодня поколением истребителей и боевой
авиации в целом – 6-го поколения. И это говорит о начале практической
реализации рассматриваемой перспективы, невзирая на то, что 5-е
поколение истребителей и боевой авиации в целом существует пока что,
как говорится, в «единичном экземпляре» – в виде истребителя F-22
«Рэптор», развернутого на вооружении в ВВС США.
Надо отметить, что сформулированная Б.Гауэром перспектива развития
боевой авиации была уже давно очевидна отечественным специалистам. Так,
в докладе главного конструктора ОАО «Туполев» по беспилотным боевым
системам Л.Г.Куликова, сделанном в 2004 году на Научных чтениях по
авиации, посвященных памяти Н.Е.Жуковского, в частности,
подчеркивалось: «...одним из возможных способов применения фронтовых
беспилотных самолетов является применение групп беспилотных самолетов в
сочетании с пилотируемыми. При ведении боевых действий в определенных
условиях такая комбинация пилотируемых и беспилотных самолетов может
повысить вероятность выполнения боевой задачи».
А в одном из анализов перспектив развития боевой авиации,
выполненном в ГосНИИАС в 2001 году, говорилось, что «особенностью
обновления парка боевых самолетов тактической (фронтовой) авиации в
период после 2010 года будет одновременное появление в эксплуатации
самолетов 5-го и 6-го поколений». Само же определение беспилотных
боевых самолетов (ББС) как истребителей 6-го поколения было
использовано автором еще раньше в обзоре «Авиационная техника на
международных авиасалонах 2000 года», изданном ОАО В/О «Авиаэкспорт».
Так что господин Гауэр никому у нас Америку не открыл. Суть, однако,
не в том, кому принадлежит первенство в словесном формулировании
перспектив развития боевой авиации 6-го поколения, а в том, за кем
будет лидерство практической реализации этих перспектив, в любом случае
связанных с разработкой и созданием ББС. Здесь не все так просто и
ясно. И по мере того как появится ясность, надежды на простоту
становится все меньше. Хотя и могут иметь место, как говорится, удачные
исключения из общего правила.
|