Решение
о начале серийного производства Ка-52 было принято на государственном
уровне после создания вертолетостроительной интегрированной группы ОАО
«ОПК “Оборонпром”», которая объединила практически все компании,
занятые в разработке и производстве российской вертолетной техники. В
рамках структуризации активов ОПК «Оборонпром»" передал управление
предприятиями вертолетостроительной отрасли специализированной
управляющей компанией ОАО «Вертолеты России», начавшей реализацию
программы модельного ряда вертолетной техники.
Разработка на базе
одноместного Ка-50 «Черная акула» модернизированного двухместного
боевого вертолета Ка-52 началась в 1994 году под руководством
генерального конструктора ОАО «Камов» Сергея Михеева.
Требование
обеспечения применения ударных боевых вертолетов в сложных
метеоусловиях и ночью потребовало установки на них комплексов
оборудования с каналами ночного видения. Однако обслуживание
круглосуточных комплексов было затруднено при сохранении экипажа
из одного пилота.
Конструкторы решили разместить второго члена
экипажа рядом с пилотом, а не в тандем, как сделано на всех других
боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно
облегчить их взаимодействие, особенно при выполнении разведывательных
операций, а также на таких сложных режимах, как полет на предельно
малых высотах. Кроме того, при такой компоновке исключается
необходимость дублирования некоторых приборов. Двухместный экипаж
позволил значительно расширить круг боевых задач и условий применения
вертолета, отмечается в сообщении.
Макет первого варианта
двухместного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 был выполнен
в 1994 году. Через два года появился новый макет, отличавшийся
остеклением. Он получил название «Аллигатор» и послужил прототипом
для постройки опытного боевого вертолета. 25 июня 1997 года
летчик-испытатель Смирнов первый раз поднял Ка-52 в воздух.
Первые серийные машины Ка-52 будут приобретены министерством обороны РФ в рамках гособоронзаказа.
ОАО
«Камов» планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет
установки более мощных двигателей ВК-2500 (ТВЗ-117ВМА-СБЗ) совместной
разработки санкт-петербургского завода им. В.Я.Климова и ОАО
«Мотор-Сич», развивающих мощность 2500 л.с. на взлетном и 2700 л.с.
на кратковременном чрезвычайном режимах.
Ка-52 предназначен
для ведения боевых действий днем и ночью в простых и сложных погодных
условиях с применением всех средств поражения. Вертолет также является
«командирской» и разведывательной машиной армейской авиации,
позволяющей значительно повысить эффективность групповых действий
боевых вертолетов и наземных войск путем обеспечения воздушной
разведки, целераспределения и высокоточного целеуказания воздушным
и наземным боевым средствам, а также непрерывности связи с наземными
и воздушными командными пунктами управления. Кроме того, Ка-52 может
использоваться в качестве учебного вертолета для подготовки
и тренировки пилотов.
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» имеет взлетную
массу 10 400 килограммов, максимальную скорость 310 километров в час,
дальность действия — 520 километров, практический потолок 5500 метров.
На вооружении находятся 30-мм пушка 2А42 (460 снарядов), боевая
нагрузка — 2800 кг на 4 узлах подвески, 12 ПТУР «Вихрь» или 4 УР
«Игла-В» класса «воздух-воздух», или контейнеры с пушками
или пулеметами.
По своим летным и боевым характеристикам «Аллигатор» не уступает американскому АН-64 «Апач».
«Для
участия в торжественной церемонии открытия линии серийного производства
и официального подъема в воздух нового боевого вертолета приглашены
главком ВВС страны, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном
округе, руководители министерств и ведомств, представители
отечественных госкорпораций и холдингов. Почетные гости, жители
Арсеньева, увидят захватывающее воздушное шоу с демонстрацией всех
боевых качеств боевого вертолета», — сообщила РИА Новости руководитель
отдела общественных связей завода «Прогресс» Юлия Гапонова.
По ее
словам, новая модель, сохранив все достоинства ударного вертолета Ка-50
«Черная акула», приобрела новые характеристики, позволяющие расширить
тактику группового применения вертолетов при решении боевых задач.
«Вертолет
“Аллигатор” также способен управлять группой своих воздушных
“близнецов”, выполняя роль “мозгового центра”, устанавливающего
и распределяющего цели для всех экипажей», — отметила Гапонова.